iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Опыт веры и опыт разума

«Нет ничего непоследовательного, как абсолютная последовательность».
Гёте

Есть "опыт веры" и есть "опыт разума". Причем, опыт веры (если исходить из логики европейский гуманистических ценностей) лишается права на свободное выражение. Если глумление над религиозными святынями приветствуется, как яркое проявление самовыражения свободной и современной личности, то пиетет перед верой - всячески опошляется и подвергается "законному" преследованию. “Художники” свободны глумиться над Библией, “драматурги” ставить пьесы, выводящие героев Писания гомосексуалистами, любые, самые дикие издевательства над верой есть проявление свободы, которую никак нельзя стеснять, в то время как ношение нательного крестика недопустимо, как невыносимо оскорбительное для неких предполагаемых “людей других вер”. “Свобода” в понимании секуляристов - это улица с весьма жестко односторонним движением, а “равноправие” это весьма отчетливое деление на тех, кому можно и тех, кому нельзя, - справедливо отмечает Худиев.

Причем, факт того, что нарушается свобода личности, толерастов от секулярис абсолютно не смущает. Таким образом, "опыт разума" претендует на абсолютную значимость. Само собой, свобода личности, так как она признается и делегируется современными адептами "нового мира", не тождественная по отношению к представителям этих разных мировоззренческих парадигм. Как-то упускается из виду, что носителем одной, либо другой, из этих «функций» является живой человек-личность. Как со страданием писал Бердяев в своем «Опыте философской автобиографии»: «…я часто ощущал уход Бога из мира, богооставленность мира и человека, мою собственную богооставленность…Мы живем в эпоху торжества фатума». «Или, Или! Лама савахфани»? (Мф. 27; 46). Думается, что к этому духовному «воплю» присоединились бы сейчас очень многие религиозные люди.

Полагаю, что есть ещё один аспект, который весьма раздражает представителей "опыта разума". Дело в том, что религия (если говорить о более высокой степени её развития - теология, богословие) допускает абстрактные и радикально нелогичные заявления, которые вызывают "гастрит мозга" у супер-рационалистов новейшего времени. Например, Бог един в трёх лицах, человек Мария родила Бесконечного Бога, Дух Святой "иже везде сый и вся исполняй" и т.д. и т.п.). Но при этом, как то выпадает из поля зрения (видимо опять срабатывает пресловутый принцип: двойных стандартов) то, что наука обладает порою совершенно «эзотерическими» интересами, её выводы иногда выглядят нелогично и формулируются крайне малопонятным образом. Своеобразный сакральный язык науки. Да и потом, ученный сам верит в рационально-структурированный принцип Универсума. Без веры в эту «догму» (поскольку она никак рационально не обосновывается) никакая наука принципиально невозможна. Всякая вера имеет свой "предмет", "объект". Человек не просто верит, а верит во что-то. Это «что-то» не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности. Нельзя верить в объект как таковой, а можно верить только в те или иные наши представления об этом объекте. Такая вера является непосредственным элементом человеческого сознания, и она непосредственно направлена на те или иные образования сознания: понятия, образы, идеи, теории и т.д. И так, что же мы имеем? А очень интересное положение. Вера "опыта разума" фактически направлена на то, чтобы объяснит Бытие, все многообразие существующего, следовательно, она как бы имплицирует (даже если и неосознанно) веру в Бытие. Или так, Вера в логосность, разумность бытия с необходимостью имплицирует Бытие. При этом понимается, что человек дает, по сути, самому себе некое целостное видение окружающего его мира. Можно сказать, что поиск некой цельности и законченности, стройности – это то, что желается и привносится от нас, от нашего разума. Из - вне - к нам поступают единичные и порой несвязанные друг с другом «сигналы», а вот связи, объяснения, «схемы», это то, что всегда привноситься в мир от нас, что в конечном случае является основой для формирования законченного мировоззрения. Степень же противоречивости различных систем будет говорить в пользу той, которая наиболее отвечает современным потребностям (парадигмам), это с одной стороны и готовности, способности принять уже конкретно- обоснованную мировоззренческую систему.

Опыт веры и опыт разума - возможны только в свободном когнитивном пространстве, что предполагает свободу их ... носителя. Любое нарушение этого равновесия, не только посягает на свободу человека (его творчества, жизнь и самовыражения), но и посягает на самого Человека - этой высшей ценности секулярной культуры и секулярного сознания!

Tags: размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments