Немного о поцелуях. Первые из известных нам в истории поцелуи выражали собой, вероятно, только материнское чувство; чувственный поцелуй неизвестен поэмам Гесиода или Гомера; последний упоминает лишь о поцелуи сыновней любви и о поцелуях просящих и умоляющих (Гектор не целует Андромаху, а лишь ласкает ее рукой). Древнеегипетские иероглифы понятие «поцелуй» изображают знаком «двух рук»; санскритское kusyâmi (целовать, обнимать; отсюда нем. Kuss) и древнегреческое χυνεω имели целомудренный смысл; только материнский поцелуй знают и древнеиндийские поэмы. Древним евреям и римлянам знаком поцелуй привета, а также им были известны и поцелуи почитания, которыми они наделяли своих богов.
В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Иуда продал Спасителя лицемерно дружеским поцелуем. Римляне при встречах всегда целовались в губы, щеку или руку, по-видимому, этим обычаем злоупотребляли, так как император Тиверий издал эдикт против Colidiana oscula (ежедневных поцелуев). Марциал, в эпиграмме на Постума, высказывает неудовольствие против этого уже чересчур распространенного среди римлян обычая. У всех народов, знакомых с поцелуем, последний является высшим выражением любви. А вот, например, в Древнем Вавилоне публичные поцелуи карались самым суровым образом. Женщине, которую видели целующейся на людях, грозило отрезание ушей, а мужчина мог лишиться верхней губы. В XVIII веке, когда в Европе бушевали эпидемии чумы, бешенства, сифилиса, европейские врачи предостерегали пациентов: "Никогда не целуйте уста или руку того, о чьем здравии вы не ведаете доподлинно".
В Саудовской Аравии также было принято целовать руку членам правящей семьи в ходе традиционных визитов к ним. Младшие члены королевской семьи при посещении старших также целовали им руку. Однако, в ходе встречи 11 сентября 2005 года с членами правящей семьи и простыми подданными в городе Джидде, король Абдалла сказал, что «целование руки противоречит нашим ценностям и этическим нормам». Он запретил подданным целовать руку ему или кому-либо из членов королевской семьи, отметив, что такого почтения заслуживают лишь отец и мать. Это, по словам монарха, ведет к преклонению, что является нарушением религиозных законов, так как «верующий поклоняется лишь одному Аллаху». Поэтому я категорически отвергаю это и прошу всех не целовать руки никому, кроме родителей. То есть мы видим, возвращение древнего понимания сакрального смысла поцелуя, как выражение почтительного отношения к своей матери.
Католики целуют папскую туфлю при представлениях папе, причем одни предполагают, что эти поцелуи относятся к изображению креста на туфле папы, другие — что это смиренное преклонение верующих перед самим папой, как главой церкви (выражение: «целовать туфлю» на многих языках — синоним низкопоклонства). Мы помним, что в средние века вассалы целовали руку или ногу своих сюзеренов (отсюда — devoir la bouche et les mains), в знак почтительности и признания своей зависимости. В средние века поцелуем завершалась и церемония посвящения очередного кандидата в рыцари.
Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26). Поцелуями непременно приветствовали друг друга при встрече первые христиане. Апостол Павел часто говорит о священном поцелуи, наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым». Вообще, для внешнего выражения духа единения и любви в древней церкви служило «братское лобзание»(1 Фессал.V, 25; 1 Корин. XVI, 20; 2 Корин. XIII, 12 Рим. XVI, 16; 1 Петр. V, 14), а не раболепское «батюшка благословите»! Священнослужители включили поцелуй в церковный ритуал, применяя его при крещении, исповеди, посвящении, погребении, бракосочетании и пр. Как символ мира и знак отпущения грехов, в восточной церкви священник давал поцелуй причащающимся до службы, в западной — после службы. То есть попы целовали причастников. Ха…какое же уродство это братское лобзание «святых» приняло сейчас. Любопытным лингвистическим памятником «поцелуя мира» служит староирландское слово põc — поцелуй (от лат. pax — мир). Святое целование имело место при древне христианских трапезах; поцелуями обменивались прихожане при посещении церкви. В Англии (XIII в.) для раздачи пастве поцелуя мира существовала tabela pacis или osculalorium — металлическая доска, со священным изображением, которую в церкви лобзали молящиеся. Пасхальный обычай троекратного лобзания, с возглашением «Христос воскресе!» — «Во истину воскресе!», распространен всюду среди православных (см. Пасха); лобзаньем обмениваются во время некоторых служб священнослужители в римско-католической церкви. В средние века поцелуй мира скреплялось примирение врагов; рыцари перед поединком также часто обменивались поцелуем мира. Русские удельные князья целовали крест при заключении договоров. Во многих странах в обычае целовать Крест или Распятие при присяге.
Как видим, ничего подобного из той лапши, что попы вешают мне на уши, в истории просто не было! Теперь вопрос о…руке. Почему же они требуют в знак «духовно-нравственного» возрастания в смирении и любви, целовать руку? Почему рука?
Как всем известно, человеческая рука - это величайшее изобретение и достижение биологической эволюции на планете Земля. Все, что создано людьми на Земле за все века - будь то сокровища мировой культуры или простые, невзрачные предметы обихода; машины и механизмы, крайне необходимые для мирной жизни, и смертельное оружие - все, чем мы пользуемся, все, чем мы восхищаемся, все, что мы любим и чего мы смертельно боимся - все это сделано человеческими руками, а не какими либо иными частями человеческого тела. Все за исключением, разумеется, самих людей. В иерархическо-сословном, средневековом обществе (откуда и берутся все современные традиционно-этикетные формы церкви) она была предметом, через посредство которого выражалось почитание и поклонение (обратите особое внимание ПОКЛОНЕНИЕ). Итак, Поклонение, конкретному человеку! Именно руки, а не какие либо иные часть тела, в большей степени олицетворяющую святость духовной особы и ее интимную связь со Вседержителем. Такая традиция сама по себе является загадкой, поскольку ведь не руки, в конце концов, страдают вследствие обета безбрачия: напротив, при умелом использовании они способны несколько облегчить связанные с ним тяготы. Возможно ответ скрыт в следующем.
Королевские приближенные и придворные всегда с трепетом следили, кого высочайшая особа соблаговолит посадить по правую и по левую руку от себя. Как известно, Христос на Страшном Суде тоже расставит всех по Правую и Левую РУКУ! Полагаю, что и сейчас в этом отношении мало что изменилось. Когда человеку, наделенному властью, становилось мало собственных рук, он выбирал себе правую руку из числа своих доверенных людей. А как известно, священник является доверенным членом небесной иерархии. Папа вообще наместником Бога на Земле. Да и наш патриарх не особо далеко отошёл от папы. Кстати, сами попы не отрицаю, что во время богослужения епископ символизирует Христа. Целование руки епископа во время богослужения (а в Греции преимущественно сохраняется такое целование) символизирует, что верующие целуют руку как бы Самого Господа и Спасителя. Но вернёмся. Если этот доверенный человек (императора, царя, президента) проводил жесткую, бескомпромиссную политику, то о таком властителе говорили, что у него твердая рука. Следует также вспомнить, что за воровство злодеям рубили руки, хотя логичнее было бы отрубать ту часть тела, в которой гнездились воровские мысли, или же те части тела, которыми воры плодили новых воров. Вдовы индийских магарадж шли на костер за мертвым мужем и владыкой, предварительно оставив на стене отпечаток своей руки - именно руки, а не иной части тела, более связанной с обязанностями жены. Когда какого-то человека хотели принудить сделать то, чего он не хотел,ему выкручивали руки. Эта традиция тоже весьма загадочна: ведь несомненно, что существуют части тела, выкручивание и даже сравнительно слабое пощипывание которых дает значительно более болезненные ощущения, в результате чего можно принудить человека сделать что угодно. Наконец, и по сей день, готовясь к трапезе, человек моет руки.Заметьте, он моет именно руки, а не рот, хотя во рту у него в мириады раз больше вредных микроорганизмов, чем на руках. Этот факт со всей убедительностью доказывает, что и омовение рук перед едой несет отнюдь не практическую, а чисто сакральную функцию, что прекрасно знает религиозная традиция. Итак, по всем признакам совершенно очевидно, что у руки человеческой имеется огромный и еще почти не разгаданный мистический смысл.
С человеческой рукой ассоциируется нескончаемая галерея символов, о значении многих из которых, мы пока можем только догадываться. Однако, одно становится очевидным, что никакого отношения к моему духовно-нравственному возрастанию, кроме унижения и преклонения перед двуногим человеком, целование руки НЕ ИМЕЕТ! Вам реально, а не как будто или символически, показывают (точнее, вы такой и есть на самом деле. Так как всякий человек ведет себя соответственно своей духовной природе) кто вы на самом деле ... РАБ! Забавно, поп символично олицетворяет Христа, а именно правую руку (сакраментальный символ власти и превосходства), я целую ему РЕАЛЬНО! Вот и вам и ФАКТЫ и … ФОКУС!
Journal information