iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Религия и политика. Религиозный фактор на выборах в США

....

История многократно показывала, что политика и религия находятся в тесной зависимости. Дискуссии о влиянии религии на политический процесс идут сейчас повсеместно. Как правило, в центре обсуждений находятся Соединенные Штаты, где религиозный фактор всегда играл одну из ключевых ролей общественно-политической жизни. Особое место религии объясняется спецификой формирования и развития американской нации и государственности. По сути, Америка основана религиозными общинами пуритан. Для первых поселенцев религия стояла выше политики и определяла ее содержание и основные контуры. После объявления независимости религия постепенно отходила на второй план. Но религиозные институты всегда оказывали существенное влияние на все аспекты жизни американцев.

Нерелигиозный человек не может быть избран президентом Соединенных Штатов. Недавний опрос «Pew Research» выявил, что кандидат в президенты, желающий победить, просто не может позволить себе быть атеистом: половина взрослых американцев не отдадут свои голоса за того, кто не верит в Бога, в то время как лишь 6% говорят, что они будут более склонны голосовать за неверующего.

Церковь активно участвовала в принятии исторических решений: отмена рабства, принятие сухого закона, избирательные права для женщин, борьба с расовой сегрегацией и т.д. Граждане США всегда обращают внимание на религиозный компонент в жизни кандидатов, куда бы они ни избирались. Речь идет не о духовной части (вере), но о принадлежности к конкретной конфессии. Наиболее серьезное влияние на исход тех или иных выборов оказывают протестанты – евангелисты.

Примечательно, что до 1960 г. крупнейшие протестантские общины не столь активно включались в процесс президентских выборов. Ситуация изменилась, когда на пост выдвинулся католик Джон Кеннеди. Протестанты серьезно опасались, что его победа приведет к усилению воздействия Ватикана на Вашингтон. Борьба Джона Кеннеди и Ричарда Никсона разворачивалась не только в политической, но и в религиозной плоскостях. Поражение квакера Никсона привело к формированию влиятельного протестантско-евангелистского лобби. Высокий организационно-лоббистский уровень вкупе с наличием существенных человеческих и финансовых ресурсов обеспечили в разное время серьезную помощь в победе на президентских выборах Джимми Картеру (баптист), Рональду Рейгану (пресвитерианин), Джорджу Бушу-старшему (епископианин) и Джорджу Бушу-младшему (методист). Вслед за протестантами активизировалось католическое лобби (Орден Хербинианцев и Сыны Италии) и мормонские группы влияния, поддержавшие своего единоверца Митта Ромни на президентских выборах 2012 года.

С религиозным фактором вынуждены считаться все кандидаты от обеих партий. Нынешняя кампания – не исключение.

Популярность ведущего республиканского кандидата Дональда Трампа связана не только с его необычной манерой, но и с принадлежностью к пресвитерианству. Трамп на протяжении длительного периода оказывает финансовую поддержку американским пресвитерианским миссиям по всему миру. Кроме того, при поддержке его фондов функционирует множество СМИ религиозного толка, издаются газеты и журналы.

Неудивительно, что эпатажный миллиардер имеет самый высокий рейтинг доверия в наиболее консервативных и религиозных штатах. Как искусный бизнесмен и политик он активно разыгрывает карту «исламской угрозы», которую активно пропагандируют ультрапротестантские организации. Во время праймериз в Нью-Гемпшире пасторы от пресвитерианской, квакерской и гуситской деноминаций выразили ему поддержку. Большинство священнослужителей апеллировали к тому, что «Трамп – единственный кандидат, способный встать на защиту христианского мира». Мощная поддержка протестантов (крупнейшая христианская конфессия штата) позволила одержать уверенную победу.

Религиозный фактор также сыграл немаловажную роль в победе сенатора Теда Круза в Айове. Сын кубинских иммигрантов-католиков вырос в техасском округе, преобладающая часть населения которого принадлежит к южно-баптистской конвенции. Уже при поступлении в колледж молодой Круз отошел от католичества и стал приверженцем баптистской церкви. Зная моральные и религиозные нравы и установки местного населения, Круз принял решение, от которого зависела его карьера. Достаточно сказать, что южная баптистская конвенция является крупнейшей протестантской организацией в США, объединяющей 20 млн человек и 50 тыс. церквей по всей стране. Поддержка от видных политиков из данной деноминации автоматически дает существенные преимущества. Вряд ли Крузу удалось бы попасть в Сенат без помощи одного из ключевых членов баптистской церкви – генерального прокурора Грега Аббота. Круз осознавал, что нужно говорить, чтобы победить в битве за сердца и голоса жителей Айовы. В отличие от Трампа, Рубио и Буша, сенатор Круз обращался не к авторитету Рональда Рейгана и других политиков прошлого, а к воле и наставлениям Иисуса Христа.

В целом, если говорить о религиозном факторе, Трамп и Круз имеют явное превосходство над католиками из Флориды Марко Рубио и Джебом Бушем. Рубио родился в строгой католической семье, в то время как Буш ушел из протестантства в католицизм. Во многом ситуация с ними похожа на историю Теда Круза. Чтобы иметь поддержку влиятельных религиозных институтов во Флориде, необходимо быть в одной из паств католической церкви. Джеб Буш, баллотируясь в губернаторы, прекрасно понимал преимущества католицизма. Однако на президентских выборах ситуация иная. Традиционно американские католики ориентированы на Демократическую партию. Это связано с рядом причин. Во-первых, католики помнят, что их единственным представителем в овальном кабинете был демократ. Во-вторых, партия придерживается принципа религиозного плюрализма: в разное время кандидатами от демократов были католики Эдвард Кеннеди, Джерри Браун, Джон Керри, православный Майк Дукакис и иудей Джозеф Либерман. В-третьих, католические епископы понимали, что их представления о нравственности и морали сложно продвинуть среди республиканцев, придерживающихся принципа «протестантской этики». Кроме того, католики всегда предлагали идеи, которые, по их убеждению, больше разделяют именно демократы.

Достаточно вспомнить, что Буш-младший в 2000 году потерпел фиаско в католическом Мичигане, после того как ранее выступил в университете Боба Джонса в Южной Каролине, президент которого сравнивал католиков с язычниками. В итоге, чтобы не потерять голоса католиков в других штатах, Бушу пришлось извиниться за то, что он не смог более ясно и четко продемонстрировать свое уважение к католической церкви во время речи в ультрапротестантском университете. Были случаи, когда определенная религиозная деноминация резко меняла свое отношение к ранее поддерживаемому кандидату. В той же кампании 2000 г. соперник Буша от демократической партии баптист Альберт Гор имел более высокие рейтинги среди протестантов, нежели методист Буш-младший. Однако ситуация резко изменилась в пользу Буша, когда Гор объявил ортодоксального иудея Джозефа Либермана своим кандидатом на пост вице-президента.

Пытаясь выявить место религии в нынешней кампании, Институт Гэллапа провел исследование, которое показывает, что среди религиозных групп, половина белых евангельских протестантских избирателей считают, что Дональд Трамп стал бы «хорошим» или «великим» президентом. Евангелисты, которые являются одними из наиболее надежных сторонников республиканцев, выражают аналогичную степень уверенности насчет Карсона и Круза. Эти избиратели убеждены, что другие кандидаты-республиканцы подходят на должность президента. И лишь небольшое число евангельских избирателей думают, что Берни Сандерс (16%) или Клинтон (15%) были бы хорошими президентами. Примерно четверо из десяти взрослых (42%) считают, что Республиканская партия дружественна по отношению к религии, 30% придерживаются мнения, что партия нейтральна, и 21% говорят, что это недружественная к религии партия.


Арег Галстян – эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, руководитель научно-аналитического портала American Studies.
Источник: "Россия в глобальной политике "


Tags: США, религия и политика
Subscribe

promo iov75 april 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments