iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

М.В. Ломоносов: «О сохранении и преумножении российского народа»

Демографы давно тревожат нас неспокойными прогнозами — население России сокращается, рождаемость не превосходит смертность. Государство ищет пути регулирования численности россиян. Демографические данные продолжают нас беспокоить. Оглянемся на сотни лет назад, и попытаемся вникнуть в то, как видели решение этой проблемы. И если на протяжении многих веков государство спокойно растрачивало свой человеческий потенциал, то уже Ломоносов стал писать о том, что необходимо прилагать все усилия, для того чтобы население не убывало, а росло.

В своем письме к графу Шувалову он пишет о том, как сохранить и приумножить численность населения русского государства. Ибо в том, сколько будет людей в стране, зависит «величество, могущество и богатство всего Государства, а не в обширности тщетной без обитателей». «Сохранение и размножение Российского народа» он полагает «самым главным делом»! Как помнится, научная и творческая деятельность Ломоносова относится ко времени правления Елизаветы Петровны. Первое, что он предлагает — отменить смертную казнь: «Божественное  дело  и милосердия  и   человеколюбивыя нашея Монархини  кроткаго  сердца достойное дело, избавлять подданных от смерти, хотя бы иные по законам и достойны были. Сие помилование есть явное и прямо зависящее от Ея материнския Высочайшия воли и повеления» Далее он рассуждает: « Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народ умаляющаго». Второе, что он отмечает — насильное и несчастливое супружество : «ибо где любви нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, чтобы они услышав где о невольном сочетании, онаго не допускали и не венчали под опасением лишения чина. Жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали,   когда   они  уже   приведены в Церковь  к венчанию,   но несколько прежде». Затем Ломоносов выступает против того, чтобы вдовых священников огульно стригли в монахи: « Вошло в обычай, что натуре человеческой противно... не ко спасенью дается повод... Не позволяется священнодействовать женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею, или еще и мужеложцу Литургию служить и всякия Тайны совершать дается воля. Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в Монашестве, без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками, и по всему внешнему виду здоровой, сильной и тучной, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются. Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить вторый брак  и не постригать  прежде  лет пятидесяти,  или   сняв чин священства позволить быть мирскими чинами. Сюдаж надлежит и пострижение молодых людей прямо в Монахи и Монахини, которое хотя в нынешния времяна и умалилось пред прежними, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при Синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что Монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатной ущерб размножению человеческаго рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45-ти лет».

Ломоносова также беспокоит судьба младенцев, рожденных вне брака, он предлагает учредить больше специальных богодельных домов, «где богоделенныя старушки могли б за ними ходить вместо матерей, или бабок...» Он отмечает и то, что детская смертность случается от преждевременных болезней и неправильного ухода: « Сего иначе ничем не можно отвратить, или хотя несколько облегчить, как искуством повивальных бабок и осторожностью беременных» - иными словами Ломоносова сильно тревожат судьбы рожденных детей и беременных женщин, для которых, как он считает, нужено самое бережное отношение.

«Паче других времен пожирают у нас Масляница и Св. Неделя   великое   множество народа
Легко рассудить можно, что готовясь к воздержанию Великаго Поста, во всей России много  людей так загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частыя похороны доказывают  то ясно   ...Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и круто переменное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгик постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно... Правда, что ежели кто на Масленице приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно, и говеет больше духом, нежели брюхом, на Св. Неделе радуется о препровождении В. Поста в истинных добродетелях, в трудах обществу полезных и Богу любезных, а не в том, что дожил до разрешения на вся... Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть... посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества...» Следующее на что обращает внимание Ломоносов — это доступность медицинской помощи для больных, чтобы они не умирали прежде времени: «К сему требуется по всем городам  довольное число  докторов,  лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами... войско Российское весьма не довольно снабжено медиками, так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо чтобы всякаго осмотреть, выспросить обстоятельства, дать лекарства и тем страждущих успокоить. От такого непризрения, многие, коим бы ожить, умирают».

Особое внимание Ломоносов обращает на растущую преступность: «Не малой ущерб причиняется народу убивствами, кои бывают в драках и от разбойников. Драки произходят вредныя можду соседями, а особливо между помещиками, которых ничем, как межеванием, утушить не можно. На разбойников хотя посылаются сыщики, однако чрез-то вывести сие зло, или хотя знатно убавить, нет почти никакой надежды. . Разбойники без пристанища в городах и около деревень пробыть и злодейством своим долго пользоваться не могут. При деревнях держатся, а в городах обыкновенно часто бывают для продажи награбленных пожитков: итак, когда им сии места сделаны будут узки и тесны, то не могут долго утаиться, не занадобится далече посылать команды и делать кровопролитныя сражения со многими, когда можно иметь случай перебрать по одиначке и ловить их часто».

Далее он пишет о тех, кто вынужден эмигрировать из страны: «Переставая говорить о потере Российскаго народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о живых покойниках. С пограничных мест уходят люди в чужия государства, а особливо в Польшу и тем лишается подданных Российская корона... Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов». Ломоносов предлагает ограничить власть помещиков и избавить пограничные местности от солдатских наборов. То есть он предлагает устранять причины, по которым люди вынуждены покидать Россию. Также он предлагает не препятствовать принимать к себе иностранные народы, которые страждут от войн в своих странах, заселять ими российские просторы: « Нынешнее в Европе несчастное военное время принуждает не токмо одиноких людей, но и целыя разоренныя семейства оставлять свое отечество и искать мест от военнаго насильства удаленных. Пространное владение Великой Нашей Монархини в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать  всякими  потребами».
Подводя к концу свое письмо, Ломоносов пишет: « уповаю, что сии способы не будут ничем народу отяготительны; но будут  служить к безопасности и успокоению всенародному».

Кроме этого Михайло Васильевич беспокоится в других своих письмах «О исправлении нравов и о большом народа просвещении»,   «О сохранении  военного   искусства   во  время  долговременнаго мира», «О лучшей Государственной Экономии», «О лучших пользах купечества», «О исправлении земледелия».
Его работы служат формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа и как никогда актуальны в наше время. Он пишет о том, чтобы росло могущество и слава России, а это невозможно без заботы государства о каждом человеке из народа. Он это понимал, а понимают ли это современные политики и государственники?

Вопрос остается открытым...


Tags: демография, история России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 september 8, 08:37 4
Buy for 40 tokens
Ищу (насколько объективно позволяют обстоятельства) удалённую работу в интернете. Редактор-копирайтер, автор статей - это то, что я могу делать! Из Резюмэ на SuperJob -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments