iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Сретение Господне. С Великой встречей! С Праздником!


Сретение Господне. Икона, XVI век


http://youtu.be/-k1PJikauKs

Сегодня  православный мир отмечает один из 12 главных двунадесятых праздников – «Сретение Господне».
Праздник в первые века христианства не имел самостоятельного значения, закругляя собой рождественский цикл.
В западном мире он называется праздником «Очищения Марии. Но есть у праздника и третье название «День свечей или «Светлая обедня».  Это вообще особое название, связанное с освещением свечи как жертвы Богу.
Главным богословским смыслом праздника Сретение является встреча: Ветхого Завета и Нового, человека с Богом,  старости с юностью. Сретение – граница между ветхим и молодым.

По преданию святой Симеон Богоприимец был один из 72 ученых еврейских мужей, которые занимались переводом еврейского закона Моисеева,по повелению египетского царя Птоломея II (Птоломей II, Филадельф, сын и преемник Птоломея Лага (285-247 гг. до Р. Х.) на греческий. Это так называемый "перевод семидесяти" или Септуагинта (сделанный в течение III-II вв. до Р.Х.). Именно с него-то и сделан наш "Славянский перевод Ветхого Завета", который ширмассы не догоняют. Как говорили ещё в начале XIX в. некоторые высшие представители православной церкви: "Простолюдины на славянском языке слышат только святое и назидательное. Умеренная темнота сего слова не омрачает истину, а служит ей покрывалом и защищает от стихийного ума. Отымите это покрывало, тогда всякий будет толковать об истинах и изречениях писания по своим понятиям и в свою пользу. А теперь темнота заставляет его просто покоряться церкви или просить у церкви наставления" (цит. по: Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. Спб., 1899, С. 285).
А вот для богослужений в РПЦ используется перевод Библии на церковнославянском языке (так называемая Елизаветинская Библия) Правда, основная масса народа им не пользуется, поскольку в храмах продают для ширмасс в основном Синодальный перевод, который осуществлялся с иврита (масоретского текста) с некоторым учётом церковнославянского текста, восходящего к переводу семидесяти толковников. Перевод Нового Завета был выполнен с греческого оригинала по изданию Эльзивиров, известному как Textus Receptus

Как излагает свят. Дмитрий Ростовский, переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов се Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис.7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово "дева" на слово "жена". Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: "Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа".


http://simvol-veri.ru/

Aрхиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) СЛОВО В ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ


1953 года тому назад впервые услышал мир ту молитву святого Симеона Богоприимца, которую вы ныне слышите каждый день на вечерне: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром. Яко видесте очи мои спасение твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей – свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля".

  В мире, в глубоком душевном мире ушел в вечность св. Симеон Богоприимец после 300-летней жизни в ожидании исполнения пророчества Исаина: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, "с нами Бог".

  А зачем вы теперь постоянно слышите эту молитву? Почему она, как никакая другая, повторяется на каждой вечерне?

  Затем и для того, чтобы помнили о часе смертном, чтобы помнили, что и вам надлежит умереть в таком глубоком мире, как умер св. Симеон Богоприимец.

Разве вы не знаете, как страшно умирают злые грешники, жившие всю жизнь в нечестии, во лжи, краже, убийствах; как умирают на виселице и на плахе изменники родины? Разве не знаете, какова смерть всякого неверующего, а в особенности богохульника: как страшно ему умирать, как содрогается сердце его, когда предстает перед ним смерть?

  Только что слышали вы слова псалма: "Смерть грешников люта". Поистине люта и лишена всякого мира.

  А вам напоминает молитва св. Симеона Богоприимца, что должны вы не такой лютой, позорной смертью умереть, а самой чистой, святой.

  В глубоком мире с сердцем своим должны умирать все мы, христиане.

  Знаете, как умирали истинные христиане, как не была похожа их смерть на смерть грешников: как умер Серафим Саровский, стоя на коленях пред образом Владычицы Богородицы; как умирал тоже перед образом Владычицы митрополит Филарет и многие другие.

  Вот такой мирной кончины просите у Бога, когда слышите на вечерне святую молитву: "Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром".

  Жить в мире и умереть в мире должны все мы, христиане.

  А знаете вы, как мало мира в мире. Знаете, как мятутся люди, страдая душою своей, не имея мира – ни внешнего мира с людьми, ни внутреннего мира со своей совестью.

  А нас призывает Господь к миру и покою. Помните, помните всегда слова Христовы: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим".

  Вот, вот где истинный покой, вот, где надо искать покой – вовсе не там, где ищут люди мира сего – ищут и не находят. Хотят избежать терзаний телесных, терзаний душевных своей силой, своим умом, своими стараниями – ничего не достигают, ибо мир только у Бога, Который есть Бог мира.

  О, как много несчастных тружеников, задавленных непосильным трудом; о, как много обреченных собственными грехами и нечистотой окружающих их, ибо греха и лжи полон мир.

  Везде и всюду ложь, везде и всюду отсутствие правды и нигде, нигде нет правды, и нигде нет мира, нигде нет покоя. А покой только у Бога, только у Христа: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы". Как упокоит Он их? Он упокоит их в Своем лоне, упокоит их Своей любовью, Своим благословением, Своим общением с ними, Он упокоит их, как друзей Своих.

  А для того, чтобы упокоил, надо искать, надо призывать Его: "Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим".

  Надо тяжелое, невыносимое, полное зла и лжи иго мира сего отвергнуть, сбросить с плеч своих и возложить на них легкое и благое иго Христово.

  Что это за иго? Это легкое, благое иго, это то иго, которое взяв на плечи свои, человек почувствует радость, почувствует мир и покой, ибо сколько бы тяжелого ни творили нам люди за имя Христово, эта тяжесть никогда не превзойдет той радости, которую ощутим, взяв на плечи иго Христово, ибо будем чувствовать, ясно чувствовать, что Сам Господь Иисус Христос идет рядом с нами и Сам поддерживает крест наш. Он делает его легким, а иго игом радостным, ибо от креста, даже от тяжелых страданий креста истекает радость, великая Божия радость. И эта радость делает иго Христово легким и благим.

  Человек, который возложил иго Христово на рамо свое, становится другим человеком, не таким, каким был прежде, ибо научится от Самого Христа кротости и смирению.

  А кротость и смирение – это то великое, то благодатное, что ограждает от всяких напастей и мук, от всех прилогов бесовских. Пред кротостью и смирением бессильны бесы, бессилен сам сатана, ибо пошедшие за Христом стали подобны Ему, Образу кротости и смирения.

  Итак, если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: "ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром", – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем.

  Аминь.

***
Сретение Господне в народных традициях и приметах


В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае.
О весне судили так:
Какова погода на Сретение, такова будет и весна.

Если на Сретение установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне.

Если на Сретение снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная.

Именно на этот день говаривали: солнце на лето — зима на мороз.

Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая.

На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.

На Сретение капель — урожай пшеницы.

От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.

На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее.

С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.

Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса.

В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.

В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло.

А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку.

Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании.

Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.

На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.

Скучать в Сретение нельзя — бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

Источник: http://www.calend.ru/



</div>
Tags: православие в России
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments