iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Красота Индии

Художественная культура Индии является одной из древнейших.Первые шаги ее начинаются в III тыс. до н.э. Это ведический период. Завершается древний период в VI в. н.э. А 6-17 в, обычно считаются средневековым периодом культуры Индии. Для религии ведического периода характерен политеизм (многобожие). Индийский пантеон богов насчитывает их в количестве 3.399. Классический языческий политеизм.
В художественном отношении для этого периода характерен принцип жизнеутверждающей победы сил света над тьмой. Веды акцентируют внимание, прежде всего, на нашем внутреннем мире. Как говорили древние индусы: «Чтобы увидеть свет не надо смотреть на небо. Чудесный огонь заложен внутри человека». Душа человека как замочная скважина, через которую может быть виден ландшафт Вселенной. Отсюда очень важная идея. Внутреннее человеческое - Я - и великая космическая жизнеутверждающая сила одно и тоже, т.е. одно без другого не мыслиться. В Ведах вся природа находиться с одной стороны в движении, а с другой это движение не спонтанно и не бессмысленный процесс мироздания, а упорядоченное движение космических сил Бытия (или богов).

С точки зрения индуса в Боге, как запредельном Абсолюте, осуществляется утверждение собственного - Я - или для простоты самосознание бога. Но чтобы понять, что -я- есть - я-, нужно не -я-. Вот почему утверждая свое - Я - Бог противопоставляет себе какое-то не-Я . Это может быть космос, мир, человек. И тут очень важный момент. Оказывается, это противопоставление осуществляется не, потому что этого очень хочет или вообще не хочет Бог, а благодаря Тапасу. Тапас – есть стремление вперед, точнее спонтанное взрастание бытия, или еще некая потенциальная проекция бытия на импульс. Посредством Тапаса в итоге и возникает Бытие и небытия, Я и не-я, Начало и Хаос. Ну, пока с этим все, вернемся к буддизму. Как известно буддизм в Индии не удержался. Видимо идея того, что, мир есть юдоль страдания, всех индусов не удовлетворяло. Его сменил индуизм, который до сего дня благополучно и практикуется в Индии.

Несмотря на то, что буддизм не удержался, он оставил весьма серьезный след в архитектуре Индии. Расцвет буддийской архитектуры приходится на времена царя Ашока, правившего Индией в 272 – 232 гг. до Р.Х. По приданию он установил в Индии около 84 тыс. священных буддийских ступ. Ступа – это большое или не очень священное буддийское святилище, где хранятся поделенные части праха почившего Будды. Энциклопедией индийско-буддийского искусства является живопись Аджанты –это буддийский монастырь, получивший свое художественное завершение в 5-6 веках н.э.

Образы Аджанты созданы на основе буддийской модели мира и человека. Давайте разберем, что это за модель, нашедшее свое отражение в искусстве. И стразу же нужно сказать, что центральным образом этого искусства является образ Бодхисаттвы Падмапани. Кто такие Бодхисаттвы? Буквально это переводится как «тот, чья сущность есть совершенное знание», или исторически «тот, кто находится на пути к достижению совершенного сознания – будущий Будда». Этот термин-слово был впервые применен к Гаутаме в период его поисков освобождения. В общем, этим словом обозначается такой человек-праведник (в последствии они были причислены к классу буддийских божеств), который уже достиг состояния, которое позволяет уйти ему в нирвану, но не уходит туда окончательно из-за сострадания к страждущему человечеству, желая помочь и научить тех, кто хочет и желает идти путем ведущем к спасению.Падмапани говорил: «Клянусь до скончания века с помощью бесчисленных искусных средств помогать всем страждущим существам, чтобы они смогли обрести блаженство абсолютного принципа нирваны». Падмапани изображен в состояние самосозерцания. Внешне он спокоен, как и многие образы буддийской живописи и архитектуре. Но это только внешне. Внешнее спокойствие буддийских образов говорит о том, что мысль их неослабно работает. Он осенен мыслью о спасение человечества. В образе Бодхисаттвы выражено то, что, его мысль сбросила путы, омыла грязь, извергла аффекты. Мы привыкли к тому, что когда мы крайне эмоциональны или кричим, друг на друга тогда только возможно нас услышат и в этом наша неправда, Согласно буддизму и не только работе нашей мысли мешают 25 дхарм. Вот некоторые из них: гнев, пренебрежение к другим. Зависть, скупость, упрямство, гордость, самомнение, ложь, беспечность и т.д. Все это крайне ослабевает наше сознание и наш ум. Человек есть, крик обезображенного лица есть, а вот ума нет. Традиционная трактовка образа Падмапани связана с символикой, выражающей модель мира и человека, в частности, с символом «лотос». Падмапани держит в руке лотос. Символы играют весьма большую роль в любом сакральном искусстве и в частности в буддизме. Падмапани значит «держащий лотос», «лотосорукий». Лотос – символ духовности и чистоты, а если мы вспомним о том, что лотос вообще очень древний священный символ и не только индусов, тогда становиться очевидным, что образ Бодхисаттвы весьма многозначен и сложен.

Вот некоторые примеры. Лотос – есть творящая сила, начало новой космической эры, это лоно жизни, центр лотоса – мужское начало, лепестки – женское. Это и символ и вечного рождения. Мир, тишина, твердость, непрерывность, согласие, солнце и т.д. и т.д. Интересно отметить, какие образы передают нирвану. Если сансара, согласно буддизму имеет образ воспламененного огня, то нирвана дается в образе костра, залитого ливнями. Как вода остужает лихорадку, так нирвана освежает лихорадку наших аффектов. И еще несколько слов. Буддийские храмы имеют вид купольной основы в виде перевернутой чаши. В чашу–патру монаху клали подаяние. При этом чаша не есть символ праздности и лени. Это как не странно символ труда и активности, действия. Из десяти ступеней Бодхисаттвы 7-я и 8-я прямо относятся к патре. Нельзя обрести спокойствие и радость до тех пор, пока добродетели не полны. Не должны рождаться мысли об отвращении к делам, которые трудно и мучительно выполнить. Чаша– есть символ погашения страстей. Если чаша изображена с водой - это значить, как говорил Асвагоша о Будде: «Эту пыль земного тоскования он смывал живой своей водой». Если чаша изображалась с твердой пищей, она тоже являлась символом нирваны. «Как пища всем живым продлевает век, - говорит Нагасена, - так нирвана продлевает век тем, кто ее осуществил, храня от пагубы, страсти и смерти».

В заключение можно сказать, что сакральное буддийское искусство передает образы при внешнем спокойствии в максимальном внутреннем напряжении мысли. Религиозные символы несут в себе идеи нравственной чистоты, чистоты мысли и прекрасного.

Tags: культурология
Subscribe

promo iov75 september 10, 09:37 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments