Ложь, откровенное вранье, уловки, перегибы и подмены понятий, стали неотъемлемой частью виртуально-информационного мира. По словарю Ожегова - "виртуальный" значит несуществующий, но...возможный. То есть, если вам впаривают несуществующий факт, явление, теорию, он может оказаться возможным в силу того, что вы в это ... поверили. Таким образом, грань между виртуальным и реальным мирами, весьма неустойчива и хрупка. Сегодняшние виртуальные идеи и сивушный бред, завтра могут восприниматься как единственно-верное и неоспоримое Кредо.
Самый простой прием психологической защиты - отключится от потока лжи и дезы, льющийся из ядовитого зомбоящика (хотя бы недели на три). Наваждение, внушенное телевидением, проходит. После этого резко повышается наблюдательность и какое-то время вы будете легко замечать, из каких телепередач "торчат уши".
Но есть и более глубокие "круги ада", столь излюбленные спецами по прокачке мозгов, так называемые, приемы "серой пропаганды". Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. У многих из нас в списке теневых качеств оказываются и те, которые вроде бы и «плохими», ну никак не назовешь. Более того, в самом общество их принято считать «хорошими». Сила, ответственность, независимость суждений, храбрость, решительность и все прочие атрибуты героической личности, внушают "страх и уважение". Масштаб и сфера проявления этого героизма могут быть различными, но важна суть: это и есть те "героические" качества, за которыми подло скрывается - авторитет. При этом, самое интересное, что авторитет не обязательно должен быть персонифицирован (а-ля Путин на тушение пожаров). Нет, мы имеем дело с "серой пропагандой", а это более тонкий механизм.
Примеры: "Ученые на основании многолетних исследований установили...", "Известнейшие доктора рекомендуют...", "Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...". Какие ученые? Какие доктора? Какой источник? Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью. Хитрость то и заключается в том, что ссылки даются не на персону, о которой ты или я может знать нечто ужасное. Хитрость в том, что такой источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.
Так что, если пассаж в популярных СМИ начинается словами "источники информируют" или "ученые рекомендуют", будьте уверены — это не информация, а пропаганда или скрытая реклама; причем авторы послания очень далеки от учености и так же далеки от уверенности в своей правоте. Но вот сама эта закомуфлированность, таинственность (они знают нечто бОльшее, что простой смертный) любой дезе придают солидность и значительный вес в глазах обывателей/потреблятелей.
***
Сегодня, спецами по "прокачке мозгов" используется, так наз., метод - "обыденный рассказ". Суть его заключается в том, чтобы приручить потенциального "клиента" к "стоическому" перевариванию царящего ужаса + заодно приручить людей к насилию, крови, убийствам и злодеяниям всякого рода.
Т.е. ЗЛО - обыденно и столь же естественно как и воздух в нашем мире.
Journal information