Все страны, кроме одной, ратифицировали это решение, и только США, используя свою доминирующую позицию в МВФ, упорно не желали легализовать решения о реформировании Фонда. В конце 2010 года доля США в капитале МВФ была равна 17,69%, а доля в голосах – 16,74%, что обеспечивало Вашингтону право вето на решения совета директоров этой организации. А вместе со своими ближайшими союзниками по G7 Вашингтон имел около 42% голосов, что позволяло ему продавливать любые нужные решения. Ратификация решений 2010 года ставила позиции США в Фонде под угрозу: реформа понижала их долю в квоте, которая приближалась к роковой черте в 15% (минимальное количество голосов, необходимое для вынесения вето).
Обструкционистская политика США поставила под вопрос само существование МВФ. Ситуация усугублялась тем, что Вашингтон стал усиливать свое давление на директора-распорядителя Фонда Кристин Лагард и совет директоров МВФ, вынуждая их принимать решения, ломающие устоявшиеся правила работы этой международной финансовой организации. Последним примером такого рода стало изменение существовавших в МВФ правил кредитования в угоду политике США на Украине. Отныне Фонду позволено кредитовать страны, у которых возник дефолт по обязательствам перед суверенными кредиторами. Изменения были сделаны специально под Украину, которой 20 декабря надо было произвести полное погашение долга перед Россией по займу в 3 млрд. долл.
Сейчас уже наступило время принятия решения о 15-й корректировке квот стран-членов Фонда, а до сих пор не выполнены решения по 14-й корректировке. Не сегодня-завтра может начаться вторая волна мирового финансового кризиса, а у Фонда так и не увеличился капитал. Существующего же капитала, как показал кризис 2007-2009 гг., явно не достаточно для того, чтобы оказать эффективную помощь даже нескольким странам одновременно.
К концу 2015 года кризис МВФ достиг апогея. Сложилась ситуация, при которой многие государства могли покинуть Фонд или оставаться в нём лишь номинально, перебравшись в другие международные финансовые организации. В качестве альтернативной площадки чаще всего называют АБИИ - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, созданный в начале текущего года. Примечательно, что среди членов «азиатского» банка есть и ведущие европейские государства: Великобритания, Франция, Германия, Швейцария и другие. Банк находится под эгидой Китая (основная доля в капитале), а Соединенных Штатов среди членов АБИИ нет. В любой момент первое слово из названия банка («Азиатский») можно убрать, и он превратится в финансовый институт мирового масштаба, куда начнут перебираться страны с тонущего корабля под названием «МВФ».
* * *
Долгое время война нервов между США и их оппонентами в Международном валютном фонде велась с переменным успехом, и вот 18 декабря 2015 года появились признаки того, что баланс побед в этой войне может склониться в пользу оппонентов Вашингтона. После долгих дебатов республиканцы в Конгрессе США поддержали законопроект о государственных расходах. Это очень ёмкий акт. Помимо бюджетной сметы на следующий финансовый год, завершающийся 30 сентября 2016 г., принятый закон предусматривает, например, снятие существовавшего 40 лет запрета на экспорт американской нефти. И, кроме того, он дает, наконец, зеленый свет реформированию МВФ.
Вступление в силу решений о реформировании Фонда ожидается в начале 2016 года. Для этого необходимо еще отдельное решение Совета директоров МВФ, который сейчас прервал свою работу в связи рождественскими и новогодними каникулами до 11 января. После заседания Совета странам-членам организации будет предоставлено 30 дней на оплату новых квот. Впрочем, речь идет не о реальном перечислении средств, а лишь о резервировании соответствующих сумм национальными центральными банками.
В результате 14-го пересмотра квот их общий размер будет увеличен вдвое - с 238,4 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ, или SDR) до 476,8 млрд. SDR. На 19 декабря 2015 года курс SDR был равен 1,383 долл. США. Таким образом, общая сумма дополнительных взносов в капитал Фонда должна составить примерно 330 млрд. долл. У России нынешняя квота равна примерно 8,2 млрд. долл. Поскольку реформы предполагают удвоение капитала организации, эта сумма также должна удвоиться. На самом деле она вырастет даже немного больше, поскольку удельный вес российской доли в капитале МВФ увеличен. После оплаты страна сможет пользоваться новым пакетом голосов в Фонде. В процентном отношении он чуть меньше, чем денежная квота, из-за того, что небольшую часть голосов изначально распределили поровну между странами-членами. Например, у России нынешняя квота в капитале - 2,5%, а пакет голосов - 2,39%. У США квота в капитале - 17,69%, а пакет голосов - 16,74%. На практике это существенного значения не имеет.
В результате реформы более 6% квот в капитале планируется перераспределить от развитых стран в пользу развивающихся. Количество голосов США в результате 14-й корректировки уменьшится, но очень незначительно: с 16,7 до 16,5% (при снижении доли в капитале с 17,69 до 17,40%). То есть Вашингтон сохранит право вето. Больше всего от реформы потеряют европейские экономики, количество голосов которых сократится. Бельгия, к примеру, потеряет 0,59%; Нидерланды – 0,34%; Франция и Великобритания - по 0,28% голосов; Швейцария – 0,24%. Еще больше голосов лишится Саудовская Аравия (0,83%). Перечисленные выше ключевые союзники Вашингтона лишатся в общей сложности почти 2,8 процента голосов.
Среди главных бенефициаров реформы – Китай. Его доля в голосах вырастет с нынешних 3,8% до 6,0%. Китай станет третьей страной МВФ по количеству голосов после США и Японии, отставая от Японии всего лишь на 0,07%. К Китаю и России, которые и сейчас входят в первую десятку членов МВФ по количеству голосов, после проведения реформ присоединятся Индия и Бразилия. При этом Россия по доле в голосах переместится с 10-го на 9-е место. Индия и Бразилия заменят в десятке Канаду и Саудовскую Аравию.
Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР - формально не будут иметь в МВФ группового права вето по важнейшим решениям в результате реформы. Сумма их национальных квот в капитале Фонда составит 14,7%, тогда как блокирующий пакет должен превышать 15%. Вместе с тем страны БРИКС при условии согласованности их действий всегда могут найти одно-два государства (например, это могут быть Иран и Сирия), которые готовы присоединиться к группе БРИКС для наложения вето на нежелательные для них решения МВФ.
Новая раскладка голосов в Фонде после 14-й корректировки значительно ограничивает возможности Вашингтона принимать угодные ему решения. До сих пор, например, России не удавалось блокировать нежелательные для неё решения МВФ по финансированию Украины, которые продавливал Вашингтон. В случае успешного завершения нынешней фазы реформы делать это России будет проще. Если, конечно, она сумеет вместе с Китаем сформировать в рамках МВФ группу государств, противостоящих США.
Автор Валентин Катасонов
из http://m.fondsk.ru/news/2015/12/26/led-tronulsja-gospoda-prisjazhny-o-reforme-mvf-37620.html
Journal information