Современное отрицание православным людом, в отличие от основной массы продвинутых князей церкви, экуменического движения напрямую связано именно с этим фактом. Взаимные упреки, полемическая агрессия, откровенное недоверие - проходят основным лейтмотивом через века и столетия, в этом странном религиозном противостоянии. Понятно, что претензии пап на верховную власть, проистекает с одной стороны из идеи того, что ап. Петр проповедовал и был казнен в Риме, а с другой - политического значения Древнего Рима как столицы и центра тогдашего мира. В этом смысле, показательно высказывание префекта Рима Претекстата, язычника по вере, адресованное тому же папе Дамасу: "Сделайте меня римским епископом, и я стану христианином". Правда, несмотря на то, что первые римские епископы пусть и не все были святыми, однако церковная история сообщает, что почти все они претерпели мученичество за Христа.
"Из истории мы знаем, что богатые приношения, проходившие через руки римского епископа, давали ему возможность распространить свою благотворительность на верующих в провинции. Римские верующие посылали им вспомоществования, которые должны были поддержать их веру. /Евсевий. История церкви, 4, 23/.Эти щедроты, которые распределял папа, в сочетании с уважением, которое питали к императорскому городу, естественно, давали римским первосвященникам превосходство над епископами более бедных провинциальных городов, которые, нуждаясь в помощи, попадали в некоторого рода зависимость от римской церкви. Римские епископы умело использовали эту зависимость, и пастыри многих церквей охотно признали их превосходство. Кроме того, римское духовенство было многочисленно и состояло из столичных церковников, обыкновенно более образованных. Поэтому многие епископы обращались за советами к римскому епископу, считались с его мнением и с постановлениями его клира. В результате папы понемногу присвоили себе в некотором роде юрисдикцию, которую они ловко сумели превратить в свое право" - писал Поль Гольбах /см. на http://lib.meta.ua/book/26154 /
Также понятно, что административно-территориальное соотношение церкви с территориальным делением тогдашней империи вносило значительные коррективы в формирование внешней организации церкви.Впоследствии, христианскими мыслителями создается величественная мифологема – провиденциального значения Римской империи – создавшей блестящие условия, конечно же, порой и не простому, сосуществованию Церкви и государства, а также распространению христианства. Основными характеристиками сформировавшимися к I – IV Римской Империи были: 1) единое лингвистического пространство - латинский язык охватывал даже отдаленную Дакию, до сих пор румынский язык наиболее приближен к латинскому; 2) централизованная власть и единство (вертикаль) бюрократической администрации; 3) единое правовое пространство , уже при Каракалле (211-217) провинции получают римское гражданство; 4) единое коммуникационное пространство (дороги, почта); 5) единая идеология, поддержание «культа силы» и воинского духа. Уже при императоре Каракалле (211-217 гг.), когда провинции получают римское гражданство (опыт, повторённый М. Течер относительно английских колоний), процесс унификации империи можно считать законченным. Впоследствии, когда христианство окончательно получает государственный статус, при Феодосии I указом 381г., законодательно оформляется и единая религиозная вера. В единой империи, существует единый народ (римляне, а затем ромеи) и только одно вероисповедание (кафолическое, т.е. "вселенское" христианство). Такова историософская идея Римского мира. С перемещением Константина Великого на Восток и созданием новой столицы Константинополя, ситуация в целом не меняется.
Замечательный католический богослов, церковный историк, специалист в области истории Византии,Франтишек Дворник, пишет, что: "Многие католические ученые думают, что идея о пяти патриархах, управляющих Церковью, была изобретена в Византии, чтобы ослабить или опровергнуть первенство епископа Рима, так как предполагалось, что все патриархи равны в своем достоинстве. Однако это не так. Документы, которые сформировали основание для развития идеи Пентархии – постановления Шестого Вселенского собора, новеллы Юстиниана, послания Максима Исповедника в седьмом столетии, Феодора Студита в восьмом столетии, других защитников иконопочитания и постановления собора Игнатия 869–870 гг. ни в коем случае не подразумевают равное достоинство всех пяти патриархов. Во многих случаях подчеркивалось особое положение Римского патриарха. Мы должны рассмотреть эту проблему с точки зрения Византии. Идея Пентархии выражала универсальность (вселенскость) Церкви, которая тогда не могла быть полностью представлена пределами Римской империи, обширные части которой были заняты арабами. Кроме того, идея, что руководство в церковных делах, в особенности, насколько они касались определения и интерпретации учения Христова, должно быть закреплено за теми, кто занимает главные кафедры и кто в то же самое время, представляя епископов соответствующих патриархатов, защищает права "sacerdotium" в противоположность вмешательству "imperium". Восточная Церковь всегда боролась за свои права против вмешательства императоров, и она решительно поддерживалась в своей борьбе Западом, который представлял патриарх Рима. В Византийском представлении Пентархия подразумевает также идею непогрешимости Церкви в делах вероучения, в истинность которой твердо верит Православная Церковь сегодня". http://www.bogoslov.ru/text/1611945.html
(из старого)
Journal information