Считается, что парабаланы оформились как христианская община при епископе Александрии Дионисии Великом, который жил в III веке. Во времена чумной эпидемии, когда все стремились избежать контакта с больными, парабаланы, наоборот, ухаживали за умирающими и совершали погребение умерших.
Омывающие мертвецов
В основном эти люди были выходцами из самых низших слоев населения. Почти поголовно необразованные, не получившие достойного воспитания, не обученные хорошим манерам, похвалиться они могли разве что своей бедностью и истовой верой в Христа. Казалось бы, им было самое место в монастырях. Но парабаланы не годились в монахи - тогда монастыри заселяли люди образованные. И они нашли нишу - выполнять ту работу, от которой отказываются другие: подавать еду и питье, ухаживать за больными, омывать тела мертвецов, копать им могилы.
Священники и монахи занимались душами своей паствы. Парабаланы - грешной плотью, уходящей в землю. Эта работа была самого неблагородного свойства, зато востребованная и необходимая. И постепенно верные Христу «банщики» стали неотъемлемой частью сообщества верующих. Их даже причислили к разряду священников. Их место было рядом с епископами. Они стали чем-то вроде отряда верных слуг, готовых выполнить любой приказ.
Со временем парабаланы стали исполнять не только функции «санитаров общества» - они охраняли иерархов церкви, усмиряли толпу, громили неугодных религиозных деятелей, разрушали языческие храмы, уничтожали врагов церкви.
Парабаланы стремительно распространились по всей Восточной Римской империи. В Константинополе их было, пожалуй, больше, чем в самой Александрии Египетской. К V веку, когда христианство усилило и укрепило свои позиции, они стали самой надежной и хорошо организованной силой. Главной задачей христианства тогда считалась полная победа над прежней языческой верой и античной культурой.
Александрия считалась по праву одним из красивейших и культурнейших городов империи. Там имелась богатейшая библиотека. В Александрии жили и творили величайшие философы, богословы и ученые. В этом городе существовала веротерпимость. Христиане соседствовали с иудеями и потомками египетских жрецов, гностики вели диспуты с христианскими богословами, александрийское христианство было пропитано духом Аристотеля и Платона. Казалось, тамошнее христианство не желает снести под корень все прежние религии и готово к продуктивному диалогу. Увы! Уже в конце IV века стало понятно, что надежды на мирное соседство верующих разных конфессий не оправдались.
Уничтожение Серапеума
Александрийские христиане поняли, что словом победить врагов их веры невозможно. И, как всегда выходит в том случае, когда все аргументы исчерпаны, встали на тропу войны. Главной ударной силой христиан стали парабаланы.
Первым их использовал александрийский патриарх Феофил. Он горел желанием запретить все культы, кроме христианского. Больше всего его раздражало существование в Александрии языческого храмового комплекса, посвященного богу Серапису - Серапеума. Для уничтожения этой языческой святыни архиерей приложил все свои силы. Когда стало ясно, что в Константинополе не слишком желают ввергать Египет в смуту, он лично призвал свою паству отбить храм у язычников и не оставить от него камня на камне.
В 391 году в штурме языческого сооружения приняли участие монахи, парабаланы и толпы простых христиан. Вся эта дикая толпа, вооруженная кто мечами, кто камнями, бросилась на язычников. Те поспешили затвориться и приготовились к бою. Но силы были неравны. Феофил привлек на свою сторону имперское войско. Пары ударов тараном хватило, чтобы разнести храмовые ворота. А потом христиане ворвались в Серапеум, уничтожая все на своем пути. Разрушение было полным.
Зато христиане «спасли» сокровищницу храма. Теперь она стала достоянием церкви.
Можно было праздновать победу. Язычники погибли, бежали в ужасе или затаились. Заодно невежественные толпы фанатиков спалили Александрийскую библиотеку. Первыми на опасного врага - книги - бросались парабаланы. Читать они не умели. Но приказам подчинялись идеально.
Феофил вошел в историю церкви как добродетельный христианин, который всеми силами добивался слияния светской и духовной власти, за что, наверно, и был причислен к лику святых. Современники же его называли не иначе как «христианским фараоном»...
Разрушением языческих храмов дело не кончилось. Феофил лежал на смертном одре, когда в борьбе за власть схлестнулись его племянник Кирилл и архидиакон Тимофей. Кирилл был человеком специфическим, в молодые годы по приказу Феофила он отправился постигать мудрость веры в нитрийские скиты. Тамошние монахи считались главной опорой александрийского христианства. Дикие, готовые биться за веру с оружием в руках, на жителей города они наводили ужас. Немудрено, что, проведя в этих скитах значительное время, изменился и Кирилл.
Вернувшись в Александрию, он сразу же окружил себя такими же дикими и фанатичными парабаланами. От налогов они были освобождены, за службу получали от Кирилла отличное жалованье, античную культуру не знали и ненавидели. Чтобы не соблазниться «римским развратом», им запрещалось посещать театры и прочие развлечения. Где бы ни появлялся Кирилл, за ним следовали его «верные» - они ободряли его криками и хлопали в ладоши. Кириллу легко удалось захватить епископский пост - он попросту отправил парабаланов к дому Тимофея. Тому было достаточно на них посмотреть...
Расправы во имя Бога
Утвердившись во власти, Кирилл продолжил политику дяди. Покончив с языческими храмами, он взялся за течение христианских «диссидентов» новациан - и позакрывал их храмы. А покончив с новацианами, яростными проповедями разжег такой антисемитизм, что перепуганные евреи поспешили сбежать из прежде миролюбивого города. При этом, конечно, бросив свои богатства. А Кирилл стал утверждать примат духовной власти над светской. И утвердил его в рекордные сроки.
Когда префект Александрии Орест возмутился действиями святого отца, тот натравил на него парабаланов и нитрийских монахов. На колесницу напали, а самого префекта ранили булыжником. Преступника удалось схватить и казнить. Но в тот же день парабаланы выкрали тело, выставили в храме для всенародного прощания, а Кирилл возвел преступника в ранг мученика за веру. Префект решил в эту христианскую склоку не ввязываться. Он попросту стянул в Александрию послушные ему легионы.
Но и на легионы нельзя было положиться. Все римское, языческое вдруг оказалось под запретом. Следом за диссидентами и иноверцами карающую длань православия почувствовали на себе александрийские ученые. Их стали хватать прямо в домах, ставить на колени и требовать отречения от «языческих заблуждений». Одной из жертв этой борьбы церкви с наукой стала прославленная Гипатия. Слава этой женщины гремела не только в Александрии. Послушать ее лекции приезжали отовсюду. Гипатия имела неосторожность выступить против толкования епископом Кириллом идей Платона. Участь ее тут же была определена: парабаланы убили Гипатию, а ее тело бросили в костер.
В Константинополе эти яростные выходки должного одобрения не нашли. В 416 году, через год после смерти Гипатии, был принят закон, сокративший число парабаланов до 500 человек. Права их тоже сильно ограничили - им запретили появляться в публичных местах без необходимости, подчинили не епископу, а префекту. Однако хитроумный Кирилл, который тоже удостоился причисления к лику святых, не сдался. Скоро парабаланы заняли прежнее положение, а их количество даже увеличилось. И не один Кирилл пестовал парабаланов. Еще целое столетие их использовали как самое удобное и послушное средство для достижения власти.
А потом они стали не нужны, и их забыли. И долгое время о них не вспоминали ни историки, ни политики. Разве что Алехандро Аменабар снял фильм «Агора» - про смерть Гипатии. Там парабаланы показаны во всей красе.
Источник: Загадки истории
Ещё по теме парабаланов
Оригинал взят у dionisios_live в Парабаланы нашего времени
Неужто современные "православные активисты", о которых уже приходилось писать (см. http://dionisios-live.livejournal.com/921.html) узнали о существовании себе подобных в далёких веках? Именно сектой парабаланов заинтересовался Дмитрий Цорионов по прозвищу "Энтео", один из таких активистов:
"Друзья, я собираю информацию о парабаланах. Ее крайне мало в открытом доступе, прошу помочь. Нашему движению важно использовать их опыт.
Парабаланы (от др.-греч. παραβαλανεῖς «банщики») или Параболаны (от латинского, образованного от древнегреческого: παράβολοι или παραβολᾶνοι) — христианская община, члены которой в эпоху раннего христианства добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа.
Термин парабаланы происходит от основного занятия — прислуживания в больницах, хотя наименование параболаны также стало общеупотребимым, поскольку члены общины постоянно подвергали свою жизнь опасности (παραβάλλεσθαι τὴν ζωήν, «parabállesthai tēn zōēn»), имея дело с заразными больными и умершими. Происходя как правило из низших слоев населения, они также прислуживали епископам, и иногда использовались последними в качестве телохранителей и как боевые отряды в жестоких столкновениях с оппонентами.
Хотя парабаланы не являлись монашеским орденом, не давали обет, они считались священнослужителями и имели соответствующие церковные привилегии и иммунитеты. Посещение ими публичных собраний и театров было запрещено законом. Временами парабаланы играли весьма активную роль в религиозных конфликтах, в частности, в событиях, известных как Второй Эфесский собор. Предполагается (хотя достаточных доказательств этому не имеется), что община появилась впервые во время великой чумы в Александрии в епископате Дионисия Александрийского (вторая половина 3го века). Хотя парабаланы находились под покровительством и контролем епископа, Кодекс Феодосия указывает на их подчиненность префекту римского Египта.
Поскольку их фанатизм часто становился причиной массовых беспорядков, последующие законы ограничили их численность: так, закон, принятый в 416 ограничил их количество в Александрии до 500, двумя годами позже их число было увеличено до 600. В Константинополе их количество было уменьшено с 1100 до 950."
(https://vk.com/enteo)
***
Вот эту информацию о парабаланах, взятую из Википедии, Энтео привёл на своей странице Вконтакте, как бы забыв добавить оттуда последнее предложение, достаточно важное для истории этого движения и во многом послужившее их известности: "считается, что парабаланами убита Гипатия, александрийская женщина-философ и ученая". (см.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B)
Стоит сказать, что этому движению и их деятельности посвящён фильм испанского режиссёра Алехандро Аменабара "Агора" (2009). Фильм достаточно интересен, но, на мой взгляд, содержит (возможно, умышленно) совершенно некорректную подачу материала. Дело в том, что в нём парабаланы представлены как самые что ни на есть обыденные, нормальные христиане. (то есть в представлении режиссёра, фанатик, готовый убить любого с ним несогласного, - это типичный христианин). Точно так же режиссёр с лёгкой руки вменяет парабаланам (а в их лице, едва не всем христианам) вину за гибель Александрийской библиотеки, хотя у историков нет единого мнения по поводу того, кто за это ответственен. Парабаланам приписывается покровительство одного из известнейших святителей 5 века - Кирилла Алексанрийского (таким приёмом, поведение парабаланов как бы получает и статус канонизированного).
Конечно, на самом деле, парабаланы мало какое отношение имеют к Кириллу Александрийскому, ибо "гулкая пустота невежества" априори не могла быть руководима одним из умнейших богословов своего времени. Уже христианский историк времён свт. Кирилла Сократ Схоластик писал о том, что убийство Гипатии людьми «с горячими голосами под начальством некоего Петра <…> причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову» (Сократ Схоластик. Церковная история. — VII, 13-15.).
А. Л. Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности св. Кирилла за гибель Ипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы».
В то же время хочется немного сказать и о самой Ипатии, ставшей жертвой этих фанатиков. Не совсем верно называть её "учёной", поскольку она таковой попросту не являлась и в лучшем случае представляла из себя образованного языческого философа, не говоря про то, что понятия "науки" как таковой, в том смысле, в каком мы её понимаем сегодня, попросту не было.
Не очень удивительно, что практически сектантское движение "Божья воля", возглавляемое вышеупомянутым Д. Цорионовым хочет взять себе в пример деятельность парабаланов. Таким образом, они не просто показывают, что методы борьбы с оппонентами, распространённые в 4-5 веках, для них нормальны и сейчас, но что и в принципе сомнительное движение прошлого, вызывающее неприятные ассоциации уже у образованных христиан-современников (вроде того же Сократа Схоластика) для них является образцом для подражания. Конечно, в деятельности парабаланов были и положительные стороны, вроде упомянутой помощи больным, но без подлинной любви в сердце, такая "любовь к ближнему" становится, по слову апостола Павла, "медью звенящей или кимвалом звучащим" (1 Кор. 13,1). Очевидно, это же и имел в виду Сократ Схоластик, указывая на их поведение, как "совершенно чуждое мыслящим по духу Христову".
Итак, возвращаясь теперь к "современным парабаланам", именуемых ныне "православными активистами", можно было бы провести некоторые параллели. Подобно тому, как исторические парабаланы прикрывались якобы покровительством церковных властей (де-факто, находясь под покровительством префекта Римского Египта), так и "правосл. активисты" прикрываются якобы одобрением их деятельности со стороны священноначалия, при этом тщательно скрывая имена тех священнослужителей, которые якобы дают благословение на их деятельность. В то же время, в их адрес звучала неоднократная критика со стороны известных богословов, что показывает явную непричастность Церкви к их самочинным перформансам. Ибо в Церкви всё должно быть "благопристойно и чинно" (1 Кор. 14,40).
И чем чаще мы будем слышать одёргивания в адрес таких полуграмотных "активистов" со стороны священноначалия, тем будет лучше им самим.
"Друзья, я собираю информацию о парабаланах. Ее крайне мало в открытом доступе, прошу помочь. Нашему движению важно использовать их опыт.
Парабаланы (от др.-греч. παραβαλανεῖς «банщики») или Параболаны (от латинского, образованного от древнегреческого: παράβολοι или παραβολᾶνοι) — христианская община, члены которой в эпоху раннего христианства добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа.
Термин парабаланы происходит от основного занятия — прислуживания в больницах, хотя наименование параболаны также стало общеупотребимым, поскольку члены общины постоянно подвергали свою жизнь опасности (παραβάλλεσθαι τὴν ζωήν, «parabállesthai tēn zōēn»), имея дело с заразными больными и умершими. Происходя как правило из низших слоев населения, они также прислуживали епископам, и иногда использовались последними в качестве телохранителей и как боевые отряды в жестоких столкновениях с оппонентами.
Хотя парабаланы не являлись монашеским орденом, не давали обет, они считались священнослужителями и имели соответствующие церковные привилегии и иммунитеты. Посещение ими публичных собраний и театров было запрещено законом. Временами парабаланы играли весьма активную роль в религиозных конфликтах, в частности, в событиях, известных как Второй Эфесский собор. Предполагается (хотя достаточных доказательств этому не имеется), что община появилась впервые во время великой чумы в Александрии в епископате Дионисия Александрийского (вторая половина 3го века). Хотя парабаланы находились под покровительством и контролем епископа, Кодекс Феодосия указывает на их подчиненность префекту римского Египта.
Поскольку их фанатизм часто становился причиной массовых беспорядков, последующие законы ограничили их численность: так, закон, принятый в 416 ограничил их количество в Александрии до 500, двумя годами позже их число было увеличено до 600. В Константинополе их количество было уменьшено с 1100 до 950."
(https://vk.com/enteo)
***
Вот эту информацию о парабаланах, взятую из Википедии, Энтео привёл на своей странице Вконтакте, как бы забыв добавить оттуда последнее предложение, достаточно важное для истории этого движения и во многом послужившее их известности: "считается, что парабаланами убита Гипатия, александрийская женщина-философ и ученая". (см.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B)
Стоит сказать, что этому движению и их деятельности посвящён фильм испанского режиссёра Алехандро Аменабара "Агора" (2009). Фильм достаточно интересен, но, на мой взгляд, содержит (возможно, умышленно) совершенно некорректную подачу материала. Дело в том, что в нём парабаланы представлены как самые что ни на есть обыденные, нормальные христиане. (то есть в представлении режиссёра, фанатик, готовый убить любого с ним несогласного, - это типичный христианин). Точно так же режиссёр с лёгкой руки вменяет парабаланам (а в их лице, едва не всем христианам) вину за гибель Александрийской библиотеки, хотя у историков нет единого мнения по поводу того, кто за это ответственен. Парабаланам приписывается покровительство одного из известнейших святителей 5 века - Кирилла Алексанрийского (таким приёмом, поведение парабаланов как бы получает и статус канонизированного).
Конечно, на самом деле, парабаланы мало какое отношение имеют к Кириллу Александрийскому, ибо "гулкая пустота невежества" априори не могла быть руководима одним из умнейших богословов своего времени. Уже христианский историк времён свт. Кирилла Сократ Схоластик писал о том, что убийство Гипатии людьми «с горячими голосами под начальством некоего Петра <…> причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову» (Сократ Схоластик. Церковная история. — VII, 13-15.).
А. Л. Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности св. Кирилла за гибель Ипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы».
В то же время хочется немного сказать и о самой Ипатии, ставшей жертвой этих фанатиков. Не совсем верно называть её "учёной", поскольку она таковой попросту не являлась и в лучшем случае представляла из себя образованного языческого философа, не говоря про то, что понятия "науки" как таковой, в том смысле, в каком мы её понимаем сегодня, попросту не было.
Не очень удивительно, что практически сектантское движение "Божья воля", возглавляемое вышеупомянутым Д. Цорионовым хочет взять себе в пример деятельность парабаланов. Таким образом, они не просто показывают, что методы борьбы с оппонентами, распространённые в 4-5 веках, для них нормальны и сейчас, но что и в принципе сомнительное движение прошлого, вызывающее неприятные ассоциации уже у образованных христиан-современников (вроде того же Сократа Схоластика) для них является образцом для подражания. Конечно, в деятельности парабаланов были и положительные стороны, вроде упомянутой помощи больным, но без подлинной любви в сердце, такая "любовь к ближнему" становится, по слову апостола Павла, "медью звенящей или кимвалом звучащим" (1 Кор. 13,1). Очевидно, это же и имел в виду Сократ Схоластик, указывая на их поведение, как "совершенно чуждое мыслящим по духу Христову".
Итак, возвращаясь теперь к "современным парабаланам", именуемых ныне "православными активистами", можно было бы провести некоторые параллели. Подобно тому, как исторические парабаланы прикрывались якобы покровительством церковных властей (де-факто, находясь под покровительством префекта Римского Египта), так и "правосл. активисты" прикрываются якобы одобрением их деятельности со стороны священноначалия, при этом тщательно скрывая имена тех священнослужителей, которые якобы дают благословение на их деятельность. В то же время, в их адрес звучала неоднократная критика со стороны известных богословов, что показывает явную непричастность Церкви к их самочинным перформансам. Ибо в Церкви всё должно быть "благопристойно и чинно" (1 Кор. 14,40).
И чем чаще мы будем слышать одёргивания в адрес таких полуграмотных "активистов" со стороны священноначалия, тем будет лучше им самим.
Journal information