iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

О перспективах появления ИГ в Средней Азии

Ситуация в Средней Азии во многом сравнима с положением в арабском мире перед началом "арабской весны"



Халифат. Фотомозаика http://navoine.info/halifat-foto-16.html

Как и для Афганистана, для республик Средней Азии с его ханафитской школой и традициями исламского мистицизма салафитская такфиритская джихадистская идеология ИГ — явление чуждое, привнесенное извне. Однако за постсоветский период здесь была проведена огромная работа для подготовки почвы к восприятию этой идеологии — через многочисленные, в том числе спонсируемые странами Персидского залива, салафитские религиозные и религиозно-политические организации.

Если на внутриафганскую борьбу появление ИГ пока не способно оказать заметного влияния, то в странах Средней Азии это может стать мобилизующим фактором не только для исламистского подполья, но и для части населения — достаточно религиозного, молодого, бедного и критически настроенного по отношению к властям.

Исламистская угроза Средней Азии, с одной стороны, преувеличена, с другой — недооценена, считают эксперты. Искаженная картина не позволяет выработать адекватные меры реагирования, если вообще подобные меры могут быть выработаны, учитывая масштабные социальные процессы, проходившие в регионе в постсоветский период. "Происходящее здесь — часть процесса реисламизации исламского мира, регион до сих пор находится в поисках идентичности, в то же время в условиях, когда деградирует система образования, продолжается руризация, мусульманской общине не хватает интеллектуалов, а образовавшийся вакуум заполняют радикалы",— считает Кадыр Маликов. На постсоветском пространстве появилось несколько десятков различных исламистских организаций — от миссионерских до джихадистских, хотя в начале 1990-х годов их можно было пересчитать по пальцам. Подавляющее большинство из них запрещены.

Эти движения давно воспринимаются как единственная жизнеспособная оппозиция местной власти. По словам экспертов, ситуация в регионе во многом сравнима с положением в арабском мире перед началом "арабской весны": несменяемые автократические режимы, отсутствие реальной оппозиции, сильное и мотивированное подполье, в котором в том числе участвуют представители силовых структур, недовольство населения. При этом, по словам собеседников в регионе, авторитет местных муфтиятов, находящихся под полным контролем властей, остается крайне низким, несмотря все попытки изменить ситуацию при помощи государственных программ, форумов и разъяснительной работы.

Многочисленные группы исламистов, конечно, разнородны и сами по себе едва ли когда-нибудь составят единый фронт. Однако проект "Исламское государство" может стать для них мощным консолидирующим и мобилизующим фактором...

"Сейчас рост салафизации на Северном Кавказе, в Киргизии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Поволжье идет удвоенными темпами. При этом сложность в том, что многие сообщества не декларируют откровенно свои взгляды, однако очевидно, что молодежь все больше ориентируется не на местных духовных лидеров, а на известных шейхов Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. Поднимаются вопросы "очищения веры", появляются конфликты с местным традиционным исламом и его носителями — старшим поколением, а от этой ступени — один-два шага до перехода к такфиризму ИГ,— говорит Кадыр Маликов.— У нас, например, уже действуют вовсю помимо ИГ, "Джабхат ан-Нусра"".

По словам эксперта, радикализируются и последователи мирной, но в последние годы переживающей кризис "Хизб ут-Тахрир": "Идея построения халифата путем пропаганды за 20 лет практически потерпела фиаско. Когда в 2014 году появилось ИГИЛ, за год реально построив халифат на географической территории, некоторые ребята, разочаровавшиеся в "Хизб ут-Тахрир", начали уходить в такфиристские группы. Это не повальная тенденция, но она есть". По словам эксперта, если раньше угрозу видели в основном на ферганском направлении в связи с деятельностью ИДУ, а теперь ИГ, то сейчас она "расползается на север и на юг".

Если считать появление ИГ катализатором неких давно идущих процессов, по большому счету, не так важно, как будут развиваться события в Сирии и сколько еще просуществует "халифат" на Ближнем Востоке. Какое-то время еще он останется самым успешным виртуальным пансуннитским проектом с разветвленной сетью вербовки по всему миру, а тысячи (по официальным данным, около пяти) воюющих за него выходцев из Средней Азии еще вернутся домой.

по материалам http://www.kommersant.ru/doc/2846517


Subscribe

Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments