
Халифат. Фотомозаика http://navoine.info/halifat-foto-16.html
Как и для Афганистана, для республик Средней Азии с его ханафитской школой и традициями исламского мистицизма салафитская такфиритская джихадистская идеология ИГ — явление чуждое, привнесенное извне. Однако за постсоветский период здесь была проведена огромная работа для подготовки почвы к восприятию этой идеологии — через многочисленные, в том числе спонсируемые странами Персидского залива, салафитские религиозные и религиозно-политические организации.
Если на внутриафганскую борьбу появление ИГ пока не способно оказать заметного влияния, то в странах Средней Азии это может стать мобилизующим фактором не только для исламистского подполья, но и для части населения — достаточно религиозного, молодого, бедного и критически настроенного по отношению к властям.
Исламистская угроза Средней Азии, с одной стороны, преувеличена, с другой — недооценена, считают эксперты. Искаженная картина не позволяет выработать адекватные меры реагирования, если вообще подобные меры могут быть выработаны, учитывая масштабные социальные процессы, проходившие в регионе в постсоветский период. "Происходящее здесь — часть процесса реисламизации исламского мира, регион до сих пор находится в поисках идентичности, в то же время в условиях, когда деградирует система образования, продолжается руризация, мусульманской общине не хватает интеллектуалов, а образовавшийся вакуум заполняют радикалы",— считает Кадыр Маликов. На постсоветском пространстве появилось несколько десятков различных исламистских организаций — от миссионерских до джихадистских, хотя в начале 1990-х годов их можно было пересчитать по пальцам. Подавляющее большинство из них запрещены.
Эти движения давно воспринимаются как единственная жизнеспособная оппозиция местной власти. По словам экспертов, ситуация в регионе во многом сравнима с положением в арабском мире перед началом "арабской весны": несменяемые автократические режимы, отсутствие реальной оппозиции, сильное и мотивированное подполье, в котором в том числе участвуют представители силовых структур, недовольство населения. При этом, по словам собеседников в регионе, авторитет местных муфтиятов, находящихся под полным контролем властей, остается крайне низким, несмотря все попытки изменить ситуацию при помощи государственных программ, форумов и разъяснительной работы.
Многочисленные группы исламистов, конечно, разнородны и сами по себе едва ли когда-нибудь составят единый фронт. Однако проект "Исламское государство" может стать для них мощным консолидирующим и мобилизующим фактором...
"Сейчас рост салафизации на Северном Кавказе, в Киргизии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Поволжье идет удвоенными темпами. При этом сложность в том, что многие сообщества не декларируют откровенно свои взгляды, однако очевидно, что молодежь все больше ориентируется не на местных духовных лидеров, а на известных шейхов Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. Поднимаются вопросы "очищения веры", появляются конфликты с местным традиционным исламом и его носителями — старшим поколением, а от этой ступени — один-два шага до перехода к такфиризму ИГ,— говорит Кадыр Маликов.— У нас, например, уже действуют вовсю помимо ИГ, "Джабхат ан-Нусра"".
По словам эксперта, радикализируются и последователи мирной, но в последние годы переживающей кризис "Хизб ут-Тахрир": "Идея построения халифата путем пропаганды за 20 лет практически потерпела фиаско. Когда в 2014 году появилось ИГИЛ, за год реально построив халифат на географической территории, некоторые ребята, разочаровавшиеся в "Хизб ут-Тахрир", начали уходить в такфиристские группы. Это не повальная тенденция, но она есть". По словам эксперта, если раньше угрозу видели в основном на ферганском направлении в связи с деятельностью ИДУ, а теперь ИГ, то сейчас она "расползается на север и на юг".
Если считать появление ИГ катализатором неких давно идущих процессов, по большому счету, не так важно, как будут развиваться события в Сирии и сколько еще просуществует "халифат" на Ближнем Востоке. Какое-то время еще он останется самым успешным виртуальным пансуннитским проектом с разветвленной сетью вербовки по всему миру, а тысячи (по официальным данным, около пяти) воюющих за него выходцев из Средней Азии еще вернутся домой.
по материалам http://www.kommersant.ru/doc/2846517
Journal information