iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Аввакум


Илл.: Сожжение протопопа Аввакума. Г.Г. Мясоедов, 1897, частная коллекция


«Бедный, бедный, безумное царишка, что ты над собою сделал», «грабишь нас и обижаешь нас от креста», «беспрестанно пьет кровь свидетелей Исусовых», – писал он Алексею Михайловичу. «За великие на царский дом хулы» протопоп и был сожжен.


Аввакум признавался, что не пощадил бы врагов, будь у него сила: «…перво бы мне Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян».

***

Протопоп Аввакум (1621-1682 г.г.) был крупнейшим писателем того "бунташного" века, который давно ушел в прошлое нашей истории. Но сочинения его, богословские книги, послания к царю, письма представляют не только исторический интерес. Его "Житие"- автобиография принадлежит к шедеврам русской и мировой литературы. Для России Аввакум был последним писателем Средневековья и первым писателем Нового времени.



В одной из книг Аввакум пишет, что человеку нужно "беззлобие иметь голубино". И сам он за годы скитания по России не озлобился, а смиренно переносил трудности и муки. Рано пристрастившись к чтению святоотеческой литературы, он имел в этой области глубокие познания. Прославился как умелый проповедник. Это способствовало быстрой церковной карьере. Священником он стал в 23 года, а протопопом в 31 год. Но повсюду ему жилось тяжело. Неукротимый духом, он требовал от паствы безусловного благочестия. Гонимый паствой, Аввакум переезжает в Москву, там он сблизился с придворным духовенством, был представлен молодому царю. Служа в церкви Казанской Божьей Матери, он проявил себя как замечательный проповедник. И в это время происходят события, который навсегда останутся в истории, начинался Раскол. Началась церковная реформа. Сличались русское богослужение с греческим. Я солидарен с теми авторами, которые полагают, что скрытым политическим мотивом унификации церковной жизни, являлось желание подготовить государственное соединение православного Востока и России (так называемый "Константинопольской проект"). Идея унификации была подана Никону (ещё архимандриту) иерусалимским патриархом Паисием (в 1649 г. и поддержанная другими греческими иерархами).

Патриарх Никон счел изменить наши церковные книги на новый лад. Известно его единоличное волевое решение, а затем и рассылка по московским церквам распоряжение о "троеперстие". Образцом послужили новые греческие богослужебные книги, которые имели отличие, и по сути были созданы под интеллектуальным влиянием униатства. Никоновские "справщики" Арсений грек, Епифаний Славинецкий и др. выученики латинских и униатских учебных заведений использовали вместо древних новогреческие книги отпечатанные в Венеции и других западных городах. Эти не пользовавшие доверием тексты воспроизводили все изменения, происшедшие в новогреческой церкви после крещения Руси, что повлекло за собой некритический отказ от древне-русских установлений. В итоге, все это привело не к унификации и усовершенствованию, а создало разнобой и ухудшение. Протопоп Аввакум не принял это нововведение. Не принял он и троеперстное крестное знамение, он остался сторонником двуперстного крестного знамения.

Реформа имело целью унификации богослужения по всей России, централизацию церковного управления и усиления персональной власти патриарха. При этом жизнь высшего духовенства стала роскошной, а жизнь белого духовенства стала более тяжелой и бесправной. Большинство населения восприняли реформу как разрушение старой истиной веры. Врагов реформы стали называть раскольниками, они решили, что началось царствие антихриста. Соловецкий монастырь, отвергший реформу, 8 лет сопротивлялся осаждавшим его войскам. Затем новые христиане жестоко расправились с христианами-монахами, многих ждала страшная смерть. Старолюбцы прибегали к массовым самосожжениям. Аввакум одобрил эту крайную форму протеста. Правительство стало прибегать к репрессиям. Аввакум вместе с семьей был сослан в Сибирь. И терпел всю дорогу муки и тяжелейшие унижения со стороны сопровождающих его в тяжелом пути (отрывался по полной небезызвестный царские воевода А. Пашков). В 1664 г. Аввакум был возвращен в Москву. Был осужден и проклят священным собором. Аввакум ответил на это проклятие своим проклятием. Тогда Аввакума, монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Федора, вождей раскола, навсегда сослали в далекий Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке, чтобы они не крестились двоеперстно. Аввакум избежал этого, потому что за него заступилась царица Мария. Каждому узнику была сделана земляная тюрьма. У них было по одному окошку. Где пили и ели там и испорожнялись и лопатой выгребали в это же окошко.

Сочинения Аввакума и трех его сподвижников с помощью охранявших их стрельцов тайно пересылались старолюбцам в Москву и в осажденный Соловецкий монастырь. Таким путем они боролись за свои убеждения. Аввакум предчувствовал свою трагическую смерть. Он не надеялся быть погребенным по христиански, о чем и писал царю: "Так добро и любезно мне на земле лежати, и светом одеяну и небом прикрыту" Могучая фигура Аввакума, его яркая личность, бесстрашная борьба с государственной и церковной властью-машинами, его самоотверженность и полное бескорыстие, готовность к мучениям и смерти производят до сих пор огромное впечатление на тех, кто знаком с "Житием Аввакума".

В целом, Раскол был глубоким переломом, исказившим нормальное развитие русского общества. Массовые казни и репрессии вынуждали приверженцев старой веры бежать в отдаленные места (как правило Сибирь). Разрывалось единство веры, которой и жили в то время. Раскалывалось внутреннее единство нации. Раскол стал отказом от наследия прошлого. Духовные накопления средневековой Руси объявлялись как бы не имеющими ценности. Отрицалось все, созданное за семь столетий, протекших со времен Святого Владимира. Причем цель этого отрицания - не эволюция, но забвение, всеобщая замена. Снятие анафем на старые обряды, произведенное Московской Патриархии на Поместном соборе 1971г. не стало завершением раскола так как с точки зрения старообрядцев, неправедно положенные анафемы силы не имели, а преодоление раскола состоит в возвращении новообрядцев в лоно Древлеправославной церкви, что неприемлемо для Московской Патриархии.

По материалам
"Книжная справа в России// Богословские труды". М.,1989 Сб 29 стр. 324-326
"Житие Аввакума и другие его сочинения". М., "Советская Россия" 1991 г
Словарь "Русская философия" М., "Республика" стр. 412-413


Tags: православие в России
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments