iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Попы о личности Иосифа Сталина



Митрополит Илларион (Алфеев):

Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.

Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне — это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне — это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер.



Протоиерей Алексий Шаляпин:

Оценивать человека с учетом его последних минут жизни может только Бог. Что касается действий Сталина как политической фигуры, то, конечно, эти действия христианин не вправе оправдывать, ведь все-таки Сталин выступил как гонитель Церкви, и если православный оправдывает его действия, то получается, что он сам соучаствует в этом грехе. Вообще, стремление пересмотреть или оправдать злодея происходит из-за утраты главного критерия.

Для христианина главный критерий оценки всех событий — это Бог. Христианин должен смотреть на все события глазами Христа, видеть во всем волю Бога, и только с этой точки зрения судить обо всем, тогда все встанет на свои места. То, что служит благу Церкви, спасению людей, что угодно Христу — это добро, а то, что против Церкви и является нарушением заповедей Божиих — это зло.

А когда человек выбирает неверный критерий, например, интересы государства, величие страны, тогда начинается перекос. Попытка оправдать Сталина исходит из неверно взятого критерия, когда люди говорят о том, что он создал великую страну, но она построена на крови людей, и это не христианский взгляд, это не взгляд Бога.

С точки зрения заповедей Бога Сталин злодей, потому что никакое величие страны не стоит пролитой крови и тем более не оправдывает гонений на Церковь. Те шаги, которые были сделаны Сталиным для сближения с Церковью во время Великой Отечественной войны — это всего лишь небольшой шаг назад от его общей позиции гонения на Церковь.

Иеромонах Макарий (Маркиш):

Любому человеку — православному или инославному, верующему или неверующему — следует быть внимательным и тщательно отделять объективные вопросы истории нашей страны (и человечества в целом) от вопросов собственного субъективного душевного строя: как к кому относиться, за кого и как молиться и т.п.

Культ личности, обожествление Сталина — это исторический факт, причем факт прискорбный, позорный для нашего народа, входящий неотъемлемой частью в трагедию еще большего масштаба: гибель России и семидесятилетнее большевистское порабощение. Рассуждения типа «Если бы не Сталин…» (то Троцкий, Зиновьев, Гитлер и т.п.) представляют собой пустое, а значит и вредное, сотрясение воздуха: у нас нет никаких средств и ориентиров для воспроизведения исторических эпох (в отличие от частных событий) в «альтернативном сценарии».
Что же касается личности того или иного исторического деятеля — как и любого человека — то это вопрос по природе своей субъективный, это вопрос межличностных отношений. Если бы существовал запрет на «молитву за грешников», нам следовало бы перестать молиться вообще о ком-либо, прежде всего о себе самих. Молясь о человеке, мы ищем контакта с его душой, какой-то близости, какого-то единения. Пусть это и завзятый грешник (но наш родственник, знакомый или знакомый знакомого), всё равно мы находим некий повод для контакта, некую почву для общения. В этом смысл евангельского призыва молиться за наших обидчиков и гонителей (Мф. 5:44, Лк.6:28).

Есть ли у нас что-то общее со Сталиным? Есть ли такой повод, такая почва? Кто знает? Может быть, у кого-то из нас, в силу каких-то личных свойств или семейных историй, будет реальная внутренняя причина для подобной молитвы. Но необходимо понять: без такой причины, без глубоко пережитого внутреннего мотива «молитва об исторических злодеях» становится в лучшем случае бессмыслицей, а в худшем — смертельно опасным занятием.



Иерей Димитрий Ненароков:

Сейчас очевидны попытки возродить культ Сталина, переосмыслить его фигуру, но это попытки провокационные и очень пагубные, потому что Сталин уничтожил страну, которая называлась Российская Империя, и построил другую страну без Бога, без Церкви и веры, принес в жертву самых лучших сыновей и дочерей России. Война была выиграна вопреки Сталину, потому что в самые тяжелые моменты Сталин потерял управление и страной, и армией и не был готов к началу войны.

Подход Сталина очень хорошо характеризуется высказыванием одного из начальников ГУЛАГа, который на предложение о том, что нужно пять экскаваторов для того, чтобы вырыть большой котлован, ответил: «Зачем мне пять экскаваторов, когда я могу согнать пять тысяч зеков, которые умрут от невыносимого труда, но все равно котлован будет вырыт с меньшими затратами».

Это подход, о котором очень много говорил своим духовным чадам исповедник святитель Афанасий (Сахаров), который тридцать семь лет провел в ГУЛАГе. Он говорил, что самыми страшными годами были военные и послевоенные годы, когда официально Церковь уже была разрешена. Официальное разрешение Церкви — это просто определенный политический расчет Сталина.

Как можно отзываться о Сталине хорошо, если при нем массово уничтожались люди, а мы знаем, что цена одной человеческой жизни превосходит в глазах Господа весь сотворенный Им мир! И если мы говорим о том, что Сталин уничтожал троцкистов, то вместе с троцкистами он уничтожил не только все русское офицерство, русскую интеллигенцию, но и самых лучших русских рабочих, самых лучших русских крестьян.

Я отношусь к Сталину как к великому политику, который превзошел Гитлера, не говоря уже о таких мелких фигурах, типа Муссолини, но это — великий деспот, великий и кровавый тиран, и меня откровенно тревожит то, что сейчас некоторые православные симпатизируют Сталину.

Мой духовник, покойный протоиерей Михаил Труханов, который отсидел при Сталине пятнадцать лет и лишился и пальцев ног, и здоровья, заповедал, чтобы мы ни в коем случае не поддавались на елейные разговоры об этом человеке, потому что Сталин как деятель и коммунизм как идеология — сатанинские.

Процесс десталинизации был запущен при Медведеве, но его начали те люди, которые осуществили процесс перезахоронения псевдо царских останков: Немцов с командой. Видите, как лукавый над нами издевается? Уже в самом названии «десталинизация» чувствуется провокация.

Давайте устроим судебное разбирательство над палачами советского времени, откроем все документы в архивах и будем судить по-новому уже умерших палачей! И осудим всенародно и их, и режим, но этого не происходит.

Мой брат, священник Николай Ненароков, с самого начала существования Синодальной комиссии по канонизации святых состоял в ней и участвовал в канонизации новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. В это время проходили постоянные заседания Комиссии под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), но потом внезапно все архивы КГБ закрыли. Мы не видим, чтобы сейчас кого-то канонизовали из новомучеников, по-прежнему звезды над Кремлем, до сих пор тело вождя мирового пролетариата не захоронено, фактически я не вижу, чтобы что-то глобально изменилось, сакральный смысл режима остался тем же.

Я очень хорошо оцениваю те события, которые сейчас происходят в России, и то, что к России присоединяются территории. Господь готовит выполнить свои пророчества о России, для этого он рыхлит почву, чтобы Россия воскресла, но все будет зависеть от всенародного покаяния. Мы должны, прежде всего, покаяться в ностальгии по советскому прошлому, потому что сейчас это сквозит очень часто. Готовы ли мы к этому?

Я думаю, что возвращаются времена гонения на церковь, нас ждет режим наподобие диктатуры в КНДР, с очень жесткой идейной подосновой, но не коммунистической. Не разрешат не только нацистские символики, марши, демонстрации, гей-парады, но и крестные ходы. Православным людям придется снова определиться, с кем они. Многие архиереи и священники, которые привыкли к богатству, уйдут, останутся только самые верные Богу. Я думаю, что эти времена потихонечку наступают. И это тоже надо пережить. Я к этому отношусь нормально, спокойно.


по материалам: orthoview.ru


P/S. По ТЕМЕ:

К 135-летнему юбилею рождения Иосифа Сталина




Tags: РПЦ МП, религия и политика
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments