iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Рождение Донского храма (В продолжении поста "Время собирать камни")

                                                       Кто-то строит рукотворный храм, кто-то
                                                       храм своей души...

                                                       кто-то и то, и другое.
                                                     
Это коротко об истории Донской церкви в Перловке (г. Мытищи),
с которым связано 10 лет жизни вблизи него и с ним, 5 лет
вдали от него, но все же с ним ( с близкими людьми, с которыми
он тоже связан), и  сейчас - опять непосредственная близость храма, молитвы и любви.


     ...В 1894 году, 4 октября потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором сказано: «В моем владении находится дачная местность под названием «Перловка», Московской губернии и уезда, по Московско-Ярославской железной дороге при полустанке того же наименования. Здесь на обширном пространстве расположено более восьмидесяти принадлежащих мне дач и, кроме сего, много дачных строений разных владельцев в окрестностях «Перловки»; все эти дачи в лучшую пору года населяются городскими жителями преимущественно православного вероисповедания... я желаю построить в «Перловке» на свои средства,  приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. …Имею честь покорнейше просить… выдать мне разрешение на сооружение необходимого в данной местности храма, который будет отделан в достойном благолепии и снабжен церковной утварью на мои же средства. Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского».
    В архивных материалах имеются сведения о размере земельного участка, выделяемого церкви: «Потребный для возведения храма участок удельной земли, в количестве 900 квадратных сажен (0,41 га) может быть предоставлен в распоряжение духовного ведомства на все время, пока будет стоять на этом месте храм... Храм предполагается выстроить по плану и чертежам академика Зыкова, утвержденным Московским губернским правлением 30 ноября 1894 года и препровожденным в Московскую духовную консисторию при отношении от 2 декабря 1894 года... Вместе с тем ввиду изъявленного господином Перловым желания пожертвовать необходимые на постройку средства, Управление округа предполагает сооружение храма предоставить господину Перлову».
Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 году он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой».
     6 мая 1897 года (день рождение императора Николая II) в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери».

      Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899), он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих.  Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу — «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма. Оригинальной особенностью перловской церкви были треугольные кокошники с небольшими окнами, создававшие в интерьере второй свет (помимо света из окон четверика) и придававшие ее силуэту нарядность и индивидуальность. Этот мотив кокошников, разных по форме и величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского храма. Церковь украшали фигурные наличники над окнами четверика и разнообразные квадратные и прямоугольные филенки, традиционные для деревянного храмостроительства второй половины XIX века. Сохранившийся авторский проект храма в Перловке показывает его иконостас. Архитектор, ориентируясь на русские традиции, задумал его деревянным.
  
 

При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах.
   Особые усилия советской властью прилагались в 1929-1930-м годах. В это время в Мытищинском районе (Пролетарской волости) велась антирелигиозная компания, было объявлено о соревновании в закрытии церквей. В Тайнинском клубе «Пролетарий» действовал союз воинствующих безбожников. Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, ...попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, ...моления всеми религиозными объединениями закрыть».  Штаб на собрании граждан предлагает отдать церковь под спортклуб и ликбез (ликвидация безграмотности), передать колокола на нужды индустриализации, служителей же церкви "выслать из района» и закрыть «очаг дурмана».
Штабом была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. В это время священник Перловской церкви отец Георгий Извеков находился под следствием в ЧК и после долгих допросов и истязаний погиб на Бутовском полигоне за веру Христову. В 2004 году он был причислен к лику святых новомучеников Российских. Память его совершается 27 ноября. 
 Верующие  поднимают вопрос о недобросовестном сборе подписей «за закрытие церкви». Люди говорят о том, что одно и то же лицо подписывается по десять раз. В сбор подписей были включены даже маленькие дети от 7 лет.
      В итоге собрание постановило: штабу довести работу в Перловке до конца и вызвать на соревнование по закрытию церкви г. Мытищи. ( Храм Владимирской иконы Божьей Матери решением Мособлисполкома будет закрыт 21 апреля 1941 года).
      Но, несмотря на все старания союза воинствующих безбожников, люди смогли сохранить и веру, и свой храм. Спустя 5 лет в документах Мособлисполкома вновь встречается постановление о закрытии церкви в поселке Перловка от 22 сентября 1935 года.
       Возможно, новая кампания по закрытию церкви и переформированию ее в клуб связана с решением о строительстве в Перловке недалеко от Донского храма средней школы на Московской улице (ныне ул. Селезнева). Но и это решение не было последним. Исполнительный комитет Московской области 23 августа 1940 года выносит решение о закрытии Перловской церкви города Мытищи: «Здание переоборудовать под школу», «с предметами культа поступить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года», «решение объявить верующим, разъяснив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР». Однако в здании церкви никогда не было ни школы, ни дома пионеров, ни культпросветклуба. С конца 1940 по 1970 годы культовое здание решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами.

(По материалам сайта Донской церкви в Перловке)

Продолжение следует


Tags: Донской храм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Христианство и национализм

    Вроде бы, этой проблемы в христианстве не существует. Много пишется о том, что этот симулякр искусственно создаётся нечистоплотными на руку…

  • Цитата дня

    «Страшный суд — страшным судом, но вообще-то человека, прожившего жизнь в России, следовало бы без разговоров помещать в рай».…

  • История запахов: От ритуала к искусству

    Во всех культурах найдены подтверждения использования парфюмерии в различных целях: для религиозных ритуалов, в медицине, как средство красоты или…

promo iov75 september 10, 09:37 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Христианство – смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments