iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Как Пушкин отлынивал от царского предложения возглавить дело народного просвещения

Оригинал взят у hojja_nusreddin в Как Пушкин отлынивал от царского предложения возглавить дело народного просвещения


Николай Павло­вич через Бенкендорфа обратился к Пушкину с предло­жением заняться «предметами о воспитании юношества»
:
- Мотив царя как будто раскрывается в сло­вах письма Бенкендорфа:
- «И предмет сей должен пред­ставить вам тем обширнейший круг, что вы на опыте видели совершенно все пагубные последствия ложной си­стемы воспитания»


Пушкин отнесся к делу с серьезностью недостаточною:
- Лишь после 2-го письма Бенкендорфа он наскоро на­бросал Записку,
- содержания чрезвычайно общего и не­определенного.
- Пушкин говорил, что он знает, чего от него хотели (Майков <Л.> Пушкин. — Спб., 1899; Днев-н<ик> Вульфа... — С. 177—178), и,
- может быть, потому и начинает с того, что ему должно было быть известно «на опыте»:
- «Последние происшествия обнаружили много печальных истин»
- Причины «происшествий» он не хочет видеть в одном только влиянии «чужеземного идеологизма»;
- корень всякого зла — «воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания».
- И он тотчас апеллирует к высо­чайшему манифесту (от 13 июля 1826 г.), где было сказа­но:
- «Не просвещению, но праздности ума — недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей» и т.д.
- Все это Пушкин заключает так: «Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия».


Но ведь весь вопрос для правительства, желавшего держать в своих руках все водительство просвещением, в том и состоял:
- чтобы найти идеи, которыми можно было оправдать и направить руководительство.
- На этот вопрос ответа у Пушкина нет, ибо не может считаться отве­том предложение Пушкина:
--- сделать воспитание всецело государственным и
--- «представить чины целию и достоянием просвещения»
- Чины как цель просвещения были в духе русского общества — это сам Пушкин подчеркивает:
- «Чины сде­лались страстию русского народа», — но это — психологи­ческая характеристика,
- а не обосновывающая воз­можную политику идея.


Воспитание же всецело государственное и подавление во что бы то ни стало воспита­ния частного:
- есть нечто столь дикое, столь несостоятель­ное внутренне, что перед ним бледнеет обскурантизм Магницкого и Шишкова.
- Казалось бы, такая мысль все же по духу самому Николаю Павловичу.
- Однако даже он поставил около этой фразы знак вопроса.
- Не потому ли, что он соз­навал, что столь дикую мысль осуществлять во что бы то ни стало нельзя,
- а нужно было найти, во имя чего ее мож­но было оправдать.
- Этого-то Пушкин и не мог указать.
- У него выходило, что оправданием этого может быть все-таки само просвещение, которое и оставалось конечною целью,
- отчего государственное воспитание, как средство единственное и лучшее, невольно и само собою наводило на сомнения.


Судя по ответу государя, выраженному в ре­золюции и в письме Бенкендорфа:
- именно «просвеще­ние», как последний аргумент его и не удовлетворяло.
- Бы­ло приказано ответить Пушкину:
- что выставленный им принцип, будто просвещение и гений есть все (que Instruction et le genie est tout), есть принцип ложный для всех прави­тельств и
- что добрая нравственность, исполнение служеб­ного долга, усердие (la morale, les services, le zele) долж­ны быть предпочтены просвещению...
--- (Сухомлинов <М. И.> Исследования... —Т. И.—С. 238—246).


- Из этого видно, что никакой положительной идеи в этом деле у Николая Павловича не было:
- ибо о «доброй нравствен­ности», казалось бы, Шишков все сказал.
- Для правитель­ства, желавшего сохранить за собою интеллигентное ру­ководительство, это было фатально.
- Срок наступил край­ний, бил час последний...


Не прошло и года со времени переписки Бенкендорфа с Пушкиным, как юный Кире­евский уже мечтал в письме к другу (А.И. Кошелеву):
«Не думай, однако же, чтобы я забыл, что я русский, и не считал себя обязанным действовать для блага своего отe­чества.
Но мне кажется, что вне службы я могу быть ему полезнее, нежели употребляя все время на службу.
Я могу быть литератором, а содействовать к просвеще­нию народа не есть ли величайшее благодеяние, которое можно ему сделать?
Все те, которые совпадают со мной в образе мыслей, будут моими сообщниками.
Все они будут литераторами, и у всех будет отражаться один дух.
Куда бы нас судьба ни завела и как 6ы обстоятельства ни разрознили, у нас все будет общая Целы благо отечества, и общее средство: литература».


То, чего не признал бы, может быть, и Пушкин и чего он не хотел выговорить:
- было безусловно чуждо Нико­лаю Павловичу,
- как, может быть, и вообще русскому че­ловеку - свобода просвещения, обучения, образования.
- Ни­колай Павлович искал твердости, но — это есть верный признак ограниченности ума — думал,
- что твердость пред­полагает единообразие.


_______________________________________________________
Г.Г. ШПЁТ, "Очерк развития русской философии"
http://rud.exdat.com/docs/index-722096.html?page=12




Tags: интересно, история
Subscribe

promo iov75 ноябрь 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments