Каждому христианину вменялось Церковью Христовой проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности, убогости и нищете. "Убогие помилуйте, - говорит древнее поучение о посте, - нищих и немощных и на улице лижащих и седящих посейщайте, сущая же в темнице и беде милуйте и утешайте, нагия одевайте. Милостыня бедным в Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говения, придающая ему нравственную ценность. "Ащё кто постится, не творя милостыни, то не успевает нечтоже ". "Милостыня бо совокуплена с пощением от смерти избавляет человеке, рекше вечные муки ".
Святитель Иоанн Златоуст в "Слове о посте и милостыни" поучает: "Какая потреба малоядением тело своё изсушати, а не накормляти алчных излишним? Какая доброродетель в ночи не спят, в тепле в храме молитися, а обижени тобою и порабощени, боса и наги, ранени и гладне на тя со слезами к Богу возопиют? Какая помощь в таковаго молении, ещё всю ночь молясь? Не приятно есть".
Автор древнего поучения в Неделю сыропустную, объястняя великопостную церковную песнь " Да исправится молитва моя", говорит: " Слышите ... аще помиловасте нища, аще неся отымал у сирот, аще неси возвёл руку на сирот безвинну, аще неся слезами окроплен и кровию не повинных, то воздеже руце моею".
Многие знатные люди в дни поста считали необходимым находиться в мире и прощать всем обиды. Так например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, согласился на его просьбу о мире. " Владимир же сжалился тем, еже пролевавшеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир".
Войско казачье на брало оружие в период всего Великого поста.
"Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и расжаты руки, та что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу. В XVIIв. Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было много домов для ежедневного пропитания.
Journal information