Кризис в Украине, террор ИГИЛа, эпидемия Эбола – вот эти три слова уже говорят о том, что прошлый год принес нам огромные страдания и мучения всем людям мира. Конечно, это поставило большой вопрос и также перед международной политикой, поэтому очень важное название этой конференции. Вы, господин Ишингер, задали очень важный вопрос о состоянии мира, порядка сегодня. В этом году мы вспоминаем об очень важных исторических событиях: 70 лет тому назад закончилась Вторая Мировая война и ужас Шоа. После ужасов и кровопролития появился новый миропорядок и новая система международных отношений, которая должна была построить систему безопасности для народов мира. Очень важным элементом стало создание ООН Североатлантического Альянса и ЕС. 40 лет тому назад был подписан заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, в котором говорится о нерушимости границ, о мирном урегулировании конфликтов и о невмешательстве в дела государств. Это была веха на пути преодоления кризиса холодной войны. И в-третьих, 25 лет тому назад был подписан договор «2+4», договор, который окончил раскол Германии. Это договор, который послужил началом новых отношений между востоком и западом. Германия, я хочу здесь это подчеркнуть, Германия крайне благодарна народам восточно-центральной Европы; что благодаря их мужеству и стремлению к свободе, помогла Германии прийти к единству, свободе и миру.
Более 1 года мы уже переживаем кризис в Украине. Кризис, который поставил под вопрос миропорядок во всем мире. Действия России нарушили миропорядок и принципы совместного существования в Европе. Была нарушена территориальная целостность, были нарушены основные принципы международного права. После Балканских войн мы поняли, что мир в Европе не является нечто само собой разумеющимся. Действия России противоречат положениям заключительного акта СБСЕ, а также Будапештского меморандума, который был подписан США, Великобританией и Россией. Меморандум, который обеспечивал гарантию территориальной целостности Украины, и в результате, которого Украина отказалась от ядерного оружия. И подумайте об этом, когда страна готова отказываться от ядерного оружия? Только при предоставлении гарантий. И поэтому Европейский Союз совместно с нашими трансатлантическими партнерами делает совершенно ясно, что в 21 веке нет места нарушению границ внутри Европы.
Здесь мы выдвигаем требование соблюдения положений международного права. Никто из нас не заинтересован в новом расколе Европы, никто из нас не хочет пойти на риск конфронтации и эскалации. Мы хотим построить безопасность в Европе совместно с Россией, мы не против России. Это касается и европейского, и трансатлантического порядка. Это касается всех международных задач: это и борьба с уничтожением ОМП, и с терроризмом. Это также и то, что началось во время переговоров по поводу Ирана и уничтожению химического оружия в Сирии. Эти 2 примера показывают, что международный порядок также может принести и положительные результаты. Но здесь требуется воля всех, требуется соблюдение основных положений нашего миропорядка. И, конечно, все это измеряется выполнением этих обещаний. И поэтому Россия должна и здесь внести свой вклад в разрешении кризиса в Украине. Военными путями этот кризис мы не сможем решить. Поэтому здесь требуется предпринять шаги, направленные на осуществление минских договоренностей, и этому послужили также переговоры, которые произошли недавно в Киеве и в Москве. Я очень рада, что здесь в зале присутствует президент Порошенко. После вчерашних переговоров совместно с президентом Олландом я должна сказать, мы еще не знаем, добьемся ли мы успехов, но я считаю, что этот визит имел смысл, и это то, что является нашим долгом по отношению к людям, которые страдают в период этого конфликта. Если мы хотим дать гарантии безопасности и стабильности нашего народа, мы должны принять все положения международного права. Мы всегда боремся с нашими партнерами за выполнение всех положений и за соблюдение основных принципов. В этом плане стоит отметить саммит НАТО в Уэльсе, на котором были обсуждены методы реагирования на конфликты, было принято решение о расширении сил реагирования. Мы говорим сейчас все больше и больше опять о коллективной обороне, особенно в связи с распространением концепции гибридной войны. Мы, конечно, очень озабочены состоянием наших восточных партнеров, членов нашего Альянса, поэтому мы разрабатываем различные меры присутствия совместно с Нидерландами и Норвегией. По договоренности с Польшей мы вскоре создадим многонациональное командование в Штеттине, которое станет центром будущего регионального сотрудничества в рамках нашего Альянса. И именно потому что НАТО является Альянсом, основанным на общих принципах, Статья 5 – это не только заявление о намерениях. Выполнение этой статьи является не только прагматичным, это то, что основано на общих принципах и общих ценностях. Мы должны сделать Европу более сильной, более единой. Здесь ОБСЕ играет очень важную роль. Это форум для диалога для укреп мер доверия. Если мы задумаемся о сотрудничестве и мерах по укреп доверия, то здесь очень важно выполнение основных принц ОБСЕ на слове и на деле. Мы хотим совместно обновлять эти принципы, которые связаны с тем, что безопасность и сотрудничество в Европе возможны только благодаря диалогу. И предпосылкой для этого, я хочу еще раз подчеркнуть это, - это что, что мы должны выполнять все принципы и положения, принятые после окончания Второй Мировой Войны без каких-либо ограничений.
Первый принцип – нерушимость границ внутри Европы. Второе – народы Европы свободны определять свое будущее. Это очень важный принцип, по которому очень долго велись переговоры внутри ОБСЕ. Это также очень важно и для государств Балканского полуострова, в которых демократия, свобода и самоопределение должны стать фундаментом для благосостояния их народов. Протекционизм и изоляция являются рецептами прошлого, они не подходят в сегодняшнее время, которое предполагает также и существование различных договоров о свободе, о торговле, это договора, которые заключаются и с Америкой и со странами Азии, сейчас как раз ведутся переговоры на эту тему.
Позиция того, что протекционизм и изоляция являются делом прошлого, доказывает и то, что были заключены различные договора о проектах сотрудничества со странами Балкан, и также об этом говорит и поддержка, которую мы оказываем украинскому народу. Я придерживаюсь важности рассмотрения концепции строительства большой Европы от Владивостока до Лиссабона, но это очень важно и важной предпосылкой для создания этого единого пространства является решение конфликта в Украине.
Наши южные соседи также являются причиной для озабоченности. Хрупкость государственного строя, раскол и конфликты господствуют в этом регионе. В Сирии огромное количество людей бегут из страны, огромное количество жертв; и мы обязаны странам-соседям Сирии тем, что они за пределами своих возможностей оказались готовыми принять большое количество беженцев. Это и Ливан, и Турция, и Иордания. Мы, конечно, в данном состоянии лишь способны оказать какую-то посильную помощь.
Нарушение государственного правопорядка в Сирии имело ужасающие последствия для всего региона. ИГИЛ действует в регионах Сирии, в Ираке и убивает всех тех, кто не готов покориться их строю. Аналогичные структуры мы видим возникают и в Западной Африке: это террористическая группировка «Боко харам», которая терроризирует невинных людей и применяет варварские методы террора. Международное сообщество, различные арабские мусульманские государства, это очень важно, возмущены этими действиями и готовы оказать отпор. Это завет человечности, а также это находится и в наших личных интересах. Поэтому германский Бундестаг на прошлой неделе принял решение о направлении специальной миссии – «Миссии обучения и подготовки в северном Ираке». Мы хотим оказать помощь народам Ирака в строительстве собственных вооруженных сил, которые готовы дать отпор. Мы также оказываем поддержку и африканским государствам в плане борьбы с «Боко харамом». Мы делаем это так же, как мы сделали это в Мали, потому что мы понимаем, что безопасность не кончается на наших границах. Разрушение государства, нищета, терроризм, эпидемии – все это может оказаться у наших границ. Мы недавно поняли о том, как близок к нам международный терроризм после нападения террористов на журналистов журнала Шарле Эбдо, а также убийства посетителе кашерного супермаркета в Париже.
Наш ответ террору – совместные действия, направленные на борьбу с терроризмом. Поэтому мы, Германия, являющаяся президентом «Большой семерки», в этом году будем особый акцент ставить на пресечение потоков финансов, которые обеспечивают существование этих террористических группировок.
В нашей внутренней политике мы также принимаем шаги по пресечению выезда молодых людей, которые готовы присоединиться к боевым группировкам террористов. В январе наше правительство приняло законопроект, согласно которому эти молодые люди должны будут сдать паспорта с тем, чтобы они не смогли выехать из страны. Таким образом, мы создадим еще одно препятствие распространению терроризма. Мы эти все мероприятия выполняем совместно с мирными мусульманами, которые не имеют ничего общего с этими террористическими группировками. Как раз в Германии все исламские общины выступают против использования религии во имя ненависти и насилия.
Кризис с беженцами, эпидемия Эболы, террористические акты в Париже – все это говорит о том, что наша система безопасности очень хрупкая и требует защиты. Кризис в Западной Африке, странах Магриба, в странах Африканского Рога говорят о том, что мы должны действовать сообща для того, чтобы пресечь эти действия. Людям требуется безопасность для того, чтобы осуществить себя; государству требуется безопасность, чтобы осуществить развитие и построить общественное благосостояние. И мы видим это именно из-за того, что кризисы возникают обычно в странах и регионах со слабыми государственными структурами. Региональные конфликты, борьба за границы, за ресурсы, недостаточная инклюзивность политических процессов, недостаточное образование, недостаточные системы здравоохранения – все это размывает строй, стабильность, подрывает легитимность правительств и государственных органов. Правительство Германии поэтому уверено в том, что во имя нашей безопасности мы должны принять общий подход, направленный на стабилизацию государств со слабыми государственными структурами. Очень важным аспектом является функции институтов, занимающихся безопасностью. Развитие и безопасность должны стать неотъемлемыми, неразделимыми принципами. Здесь очень большую роль играет просвещение и подготовка сл безопасности. В то же время мы должны очень много сделать в плане обеспечения их действенности, а также нельзя забывать о соблюдении прав человека. Мы должны заниматься оснащением, введением в действие всех проектов ЕС. И сейчас вскоре мы будем обсуждать вопрос общей политики обороны и безопасности. У нас будет возможность обсудить все эти аспекты.
Очень много делается в Афганистане; совместно с афганцами нам удалось многого достичь: мы выстроили систему образования, систему здравоохранения, мы участвовали в строительстве армии и полицейских сил. И качество жизни афганцев значительно повысилось, особенно если мы сравним с состоянием на 2001 год. Мы тем самым достигли самой важной цели: Афганистан более не является страной-источником террористической угрозы. Тем не менее мы видим, что еще очень многое предстоит сделать : мы еще не победили в борьбе с коррупцией, с распространением наркотиков, поэтому мы должны продолжать работу. Нам требуется выработать реалистичный подход, нам требуется постоянно быть задействованными в этом процессе, нам необходимо терпение – это цели, которые перейдут на следующие поколения. В 2016 году потребуется также значительная поддержка Афганистану в плане выстраивания сектора безопасности.
Дамы и Господа, сегодняшний правопорядок в мире зиждется на горьком опыте двух мировых войн. Силу этот порядок берет из основных принципов права и свободы. Это фундамент мира и стабильности в Европе. В других регионах еще очень многое предстоит сделать . В 48 году большинство стран подписались под Гарантией соблюдения этих принципов. Наш международный правопорядок – это не нечто незыблемое, это нечто развивающееся, и это то, что развивается благодаря интенсивному диалогу и вовлеченности. Германия готова на это пойти. Благодарю.
Источник сжатого перевода - http://cont.ws/
Journal information