Коротко этот сценарий можно сформулировать следующим образом: подчинение олигархии плюс полный государственный капитализм. Об этом, как о страшной катастрофе для российской экономики говорит Герман Оскарович Греф. На самом деле, это не катастрофа, а ренессанс.
В плане работы со структурой российской экономики, Кремль решил учесть и положительный и отрицательный опыт кризиса 2008 с поправками на текущие геополитические реалии. По всем признакам, на знаменитой встрече с лидерами российского бизнеса, Путин поставил олигархов перед выбором: работать на страну (дедолларизация, участие в поддержке курса рубля, перевод контроля за предприятиями в российскую юрисдикцию и т.д.) или государство их добьет, а собственность заберет.
Стратегию Путина несложно вычислить исходя из утекших в прессу элементов подготовки встречи президента и лидеров российского бизнеса. Вот как эти "джентльменские переговоры" описывали правительственные и бизнес-источники Газеты.ру:
"...Представители министерств и ведомств связывались по телефону с крупными экспортерами, акционерами и собственниками и имели с ними своего рода разговор по душам. Беседа проходила примерно в такой форме: "Ситуация с рублем у нас знаете, какая? — "Знаю" — "Можете, по возможности, сейчас не усугублять проблему — продать часть валютной выручки, чтобы поддержать рубль и успокоить граждан?" Далее в разговоре намечалась развилка. Кто-то соглашался с рекомендацией, а кто-то — нет.
Отказники говорили так: "У меня долг в валюте, а рубль отпущен в свободное плавание. Вот я и коплю. Заставить меня не имеете права". Таким отвечали: "Хорошо, поступайте как знаете. Мы не имеем права никого заставлять. Но если завтра вы придете в правительство просить поддержку, госгарантии, кредиты из ФНБ и вообще... то не обессудьте".У олигархов было время на размышление, но первые результаты проявились незамедлительно. Решение Алишера Усманова перевести контроль своих компаний (Мегафон, Металлоинвест) в Россию — показатель того, что самые умные олигархи уже сделали свои ставки. Предвидению Усманова можно только позавидовать — его финансисты еще летом занялись выходом на китайские (гонконгские) рынки капитала, а процесс переноса контроля активов из офшоров в Россию был начат задолго до "декабрьского ультиматума" Путина. Умение четко чувствовать суть времени — залог выживания в нынешних геополитических условиях.
Очень неожиданным примером правильного ориентирования в политическом пространстве стал владелец АФК Система Евтушенков. Казалось бы, в контексте решений западных судов по делу Юкоса, невероятного давления Запада на Путина и национализации Башнефти, у Евтушенкова были все мотивы для того, чтобы стать Ходорковским 2.0 - иконой оппозиции, надеждой Госдепа и претендентом на пост гауляйтера Москвы после олигархического Майдана. Собственно, очень многие ожидали именно такого развития событий. Вместо этого, с Евтушенковом за несколько месяцев произошла "перековка", на которую Ходорковскому не хватило 10 лет в колонии. Многие утверждают, что именно Евтушенков продал те самые 3 миллиарда долларов, о которых упоминал Путин. Более того, Евтушенков в глазах Запада сам себе выдал черную метку своим недавнем интервью ( http://www.kp.ru/daily/26326.7/3210474/ ). Обратите внимание на два знаковых фрагмента.
Первый — Владимир Евтушенков о долларе:
"это искусственная ситуация, рожденная общей паникой... Она все равно схлынет - там в феврале или в марте, и доллар просядет, у него опять увеличится разрыв с евро и, естественно, так сказать, не будет такой безумной цены. Просто это надо переждать. А если кто-то сейчас захочет в панике выходить в доллар, он просто потеряет... вы вот можете мне где-нибудь в конце марта - в начале апреля позвонить, снова обсудим эту тему, и вы тогда убедитесь, что я был прав."
Второй - Владимир Евтушенков о власти и стране:
Александр Гамов (КП): Но обиды на власть у вас нет, как я понял?
Владимир Евтушенков: Ну что вы, смеетесь, что ли? Я плоть от плоти этой страны — какая обида?
Можно сказать, что Евтушенков познал истинный дзен российской жизни: даже олигарх является плотью от плоти страны. А те, кто считают себя "выше границ", "выше стран", "выше законов" и утверждают что им "все равно тряпка какого цвета развивается над домом правительства", очень скоро останутся без тех самых активов, владельцами которых они по ошибке и непониманию себя считают. Никаких революций и экспроприаций, что вы! Исключительно невидимая, но от того не менее реальная рука рынка, а точнее судебного исполнителя.
Вот как описывает наше ближайшее будущее Герман Греф:
"По нашим подсчетам, при цене в $45 за баррель нефти придется сформировать примерно около 3 трлн руб. резервов за 2015 год. Это означает, что государство будет капитализировать банки и повышать свою долю в них, а банки будут покупать индустриальные предприятия и становиться финансово-промышленными группами. У нас будет громадное, большое государство, вся наша экономика будет государство" ( http://itar-tass.com/ekonomika/1696017 )
По мнению Грефа это апокалипсис, ужас и катастрофа. На самом деле это ликвидация неэффективных собственников. И нефть по $45 тут не играет никакой роли. Просто бизнес сообществу России пришло время сделать выбор: соединить свои интересы с интересами страны или противопоставить свои интересы интересам страны. Отсидеться в стороне не получится, хотя возможность реально сесть — наличествует, особенно для тех, кто попробует играть в Майдан. Умные олигархи участвуют в стабилизации рубля, вписываются в процесс дедолларизации и подтверждают свою верность стране переносом контролирующих структур в Россию. Этот процесс будет ускоряться и именно он и будет главным бизнес-трендом 2015 года. Рассмотрим на конкретном примере, как уже проявляется государственная политика по отношению к бизнесу в новых условиях.
В качестве показательного контрастного примера можно взять две металлургические компании - Северсталь и Мечел.
Господин Мордашев (Северсталь) правильно сориентировался в политическом контексте. Это видно по его интервью Вестям:
"ОАО Северсталь регулярно продает валютную выручку и в ходе своей деятельности не занимается ее накоплением. Об этом в ходе интервью телеканалу "Россия 24" заявил генеральный директор и основной владелец компании Алексей Мордашов." ( http://quote.rbc.ru/news/fond/2014/12/26/34288177.html )
Есть основания полагать, что у Северстали все будет хорошо.
Господин Зюзин (Мечел) не очень хорошо ориентируется в политическом контексте и в результате с его компанией происходит ровно то, о чем предупреждал Греф. Хотя казалось бы, с учетом очевидных уязвимостей Мечела, его владелец должен был быть в первых рядах "перековавшихся" олигархов. Но на нет и суда нет, точнее есть - Арбитражный Суд РФ и аналогичные органы других стран:
"30 декабря 2014 года банк направил официальное требование о погашении долгов и процентов на 16 млрд рублей по двум кредитам сингапурской трейдинговой Mechel Carbon (Singapore) Pte Ltd через местную юрфирму Rodyk. 7 января требования по тем же кредитам были также направлены трейдерам "Мечела" в Швейцарии — Mechel Trading AG и Mechel Carbon AG, банк потребовал взыскать с них 47 млрд рублей и 16 млрд рублей соответственно. Как рассказал источник газеты, банк действует через государственное агентство Швейцарии по взысканию долгов — Betreibungsamt Baar. В ВТБ подтвердили подачу требований и добавили, что собираются подать в России иск по взысканию всего долга ОАО "Мечел" в 47 млрд рублей. По данным банка, всего группа "Мечел" на 12 января должна ВТБ более 70 млрд рублей и более $170 млн. " ( http://www.forbes.ru/news/277543-vtb-reshil-vzyskat-dolgi-s-zarubezhnykh-treiderov-mechela )
Особый акцент нужно сделать на том, что два госбанка (Сбер и ВТБ) банкротят Мечел в ответ на нежелание Зюзина расстаться с собственностью по-хорошему: "Сбербанк и ВТБ настаивают на конвертации части долга в 75% акций "Мечела" через допэмиссию. Основной владелец компании Игорь Зюзин, в свою очередь, предлагал провести реструктуризацию с продлением сроков погашения и конвертацией валютных кредитов в рублевые." И тут стоит вспомнить слова неназванного источника в правительстве, который предупреждал олигархов "если что... не обессудьте".
Все происходит по схеме, которую Греф описал со знаком "минус", хотя на самом деле в ней есть целое море позитива: государство пользуется экономической и геополитической ситуацией и через госбанки создает (фактически ре-национазилирует) финансово-промышленные группы за счет тех, кто не вписался не только в рынок, но и в мобилизационную эпоху российского государственного капитализма. Кстати, западные банки, желающие поучаствовать в процессе "отъема собственности" за долги, могут уже сейчас списывать свои кредитные портфели в убытки. Они получат только залоговые акции офшорных "пустышек", а реальное право собственности на российские активы им придется доказывать в российском суде, который, как известно, самый справедливый суд в мире.
Еще летом, Сергей Иванов в интервью КП намекал, что некоторые из его постоянных собеседников, которые отличаются либеральными воззрениями, осознали, что Кремль прав в своем противостоянии Западу, и что они никогда не будут на Западе своими. Сейчас мы видим как это понимание генерирует вполне осязаемые экономические последствия, а процесс репатриации капиталов и "перековки" умных капитанов бизнеса идет полным ходом. Уже сегодня можно уверенно утверждать, что конец 2015 года мы встретим в совсем другой стране. Понравится ли вам эта другая Россия зависит от того, нравится ли вам сценарий, в котором государство резко увеличит свою роль в экономике за счет уничтожения олигархии, которая не захотела связать свои интересы с интересами страны.
crimson alter
Источник: Politrussia
Journal information