iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

"Я не Шарли и не Куаши": Священнослужители о терактах во Франции

Ни одно событие последних недель не нашумело так, как французские теракты. ...

Хотя журнал "Шарли Эбдо" постоянно глумился над святынями как христианства, так и ислама, память его сотрудников сочли необходимым почтить и многие религиозные лидеры. Так, 8 января в православном Николаевском соборе Ниццы вознесли молитвы о невинно погибших от рук террористов в Париже 7 января. "Мы скорбим вместе со всем французским народом", – сказал настоятель собора архимандрит Александр (Елисов). А лозунг "Я тоже Шарли Эбдо" появился, скажем, в блоге протодиакона Андрея Кураева.

Оценки произошедшего в российских СМИ и блогосфере более или менее сводятся к двум позициям. Одна – как раз та, что выражается словами "Я тоже Шарли Эбдо": свобода слова включает в себя свободу глумиться над тем, что для других свято; это ценность абсолютная; каждый, кто на нее покушается, покушается на меня; любые слова об оскорбительности рисунков из журнала неуместны и представляют собой оправдание террористов.

Сторонники другой позиции говорят, что терроризм и убийство ничем оправдать нельзя, но это не значит, что надо оправдывать деятельность убитых: кощунство, пакостничество и провокация остаются кощунством, пакостничеством и провокацией, и не становятся подвигом или хотя бы просто достойным делом, даже если за них убивают. Навязываемый выбор – "ты за терроризм или за глумление над святынями?" – ложен, и присоединяться к героизации карикатуристов никакой нравственный долг не вынуждает.

"Какая из этих двух позиций вам ближе? Что вы сами думаете о терактах во Франции и об общественной реакции на них?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:

Как бы ни было велико религиозное заблуждение, нельзя его высмеивать. Но и убивать тоже нельзя. Господь дает человеку жизнь, и только он может ее забрать. Убийство за карикатуры – проявление религиозного фанатизма. Сколько карикатур ни рисовали на Православную Церковь, на Бога, на священнослужителей, никто за это не погиб.

Конечно, подобные действия, если остаются без внимания и наказания, могут повториться. В нашей стране религиозные чувства верующих защищены. И в ситуации с "Пусси Райот" участь девушек решалась в соответствии с российским законодательством. Церковные деятели не вмешивались в происходящее.

Что же касается Франции – в реакции ее общества, защищающего так называемые демократические ценности, мне видится что-то показное. На самом же деле на Западе нет никакой демократии. Особенно в США, которые проводят свою линию жестко и бесцеремонно, не взирая ни на что.

С другой стороны, эти массовые выступления, возможно, заставят западное общество обратить внимание на ползучую исламизацию. Мусульман в западных странах становится все больше, а когда их станет большинство, они начнут навязывать свое мнение тому или иному государству. Эта опасность подстерегает и нас. Да, нам нужно дружить, общаться, уважать религиозные чувства друг друга. Но нельзя допускать, чтобы мусульмане насаждали свой менталитет, культуру, веру. В западных странах местные жители уже чувствуют себя от этого ущемленными, а правительство смотрит на происходящее сквозь пальцы.

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

Если на одну чашу весов положить свободу слова, а на другую то, что свято для религии, – я считаю, перевесит благоговейное отношение к святыне. Это большая ценность, нежели свобода слова.

Когда человек становится свободен от Бога, ничего хорошего не получается. Общество, в котором люди свободны от Бога, деградирует. Произошедшее во Франции – результат экспериментов над обществом, экспериментов по вымыванию всего святого из человеческого сознания, попиранию ценностей. А заканчиваются такие эксперименты гибелью.

Это теракт спровоцировало государство, где глумление над святынями было в порядке вещей.

Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:

У меня создается впечатление, что в этой истории все мы – зрители в театре, где нам показывают какое-то действо.

Да, погибших жалко, особенно тех, кто непричастен к этим карикатурам-провокациям. Но на юго-востоке Украины реками льется кровь мирных жителей, людей, которые никогда не брали в руки оружие, кровь детей – и в Европе закрывают на это глаза. А после терактов во Франции прошли многотысячные митинги и манифест с участием лидеров многих стран. Почему этот теракт вызывает возмущение, а происходящее на Украине, в Сирии, в Ираке нет? Создается впечатление, что это неспроста и нам следует ожидать последствий – например, вторжения НАТО в какие-то страны.

Я не оправдываю ни карикатуристов, ни террористов. Первые прекрасно понимали, чем это может закончиться, тем более угрозы в их адрес уже поступали. Если я не ошибаюсь, в 2011 году возле входа в здание редакции уже был совершен устрашающий акт – взрыв. Тогда никто не погиб, а "Шарли Эбдо" продолжил заниматься тем, чем занимался.

Еженедельник глумился и над нашими святынями, но христиане – терпеливый народ. Они не мстили и мстить не будут, но в любом случае им это было очень неприятно. Что уж говорить о более эмоциональных людях – мусульманах. Кстати, ни западные, ни российские СМИ не показали реакцию на произошедшие события в мусульманских странах. А я уверен, что там проходят массовые акции протеста.

Так что я не Шарли и не Куаши. Убийству нет никакого оправдания, но трудно сочувствовать тем, кто их провоцирует.

Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:

На днях я читал заявление герцога Анжуйского, представителя королевского дома Франции, которое называется "Я не Шарли". Наверное, его позиция, мне ближе всего.

Есть ли у свободы слова нравственно-этические границы, преступив которые, можно вызвать определенные последствия? В Священном писании, самой известной и тиражируемой книге в истории человечества, сказано, что всякое деяние человека, любой его грех будет прощен, но не хула Святого Духа. По моему глубочайшему убеждению, то, чем занималась эта газета, и есть хула на Духа Святого. Я имел несчастье видеть подборку их карикатур.

Не могу также не напомнить слова святителя Иоанна Златоуста: "Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом..."

И еще я не могу не вспомнить, как эти несчастные погибшие глумились после терактов в московском метро. Карикатуры по этому поводу не имеют никакого оправдания и объяснения. Франция – светское государство, но глумиться над трагедией даже в светском обществе недопустимо. Какие бы ценности мы ни проповедовали, но если мы относим себя к цивилизованной нации, мы должны вести себя цивилизованно. Мы пониманием, что недопустимо распространять порнографию, но почему эту карикатурную порнографию, которая грязнит самые высокие чувства в душах людей, нужно тиражировать, предъявлять всему миру, почему за это не предусмотрено никаких юридических последствий? Почему европейское общество и, можно сказать, мать европейской демократии – Франция, не защищает чувства верующих?

Как и герцог Анжуйский, я не Шарли. Так же, как он, как другие мною уважаемые люди, я считаю произошедшее варварством, дикостью, безумием нашего времени. Когда, с одной стороны, над самым святым, что есть у людей, можно глумиться и избежать за это ответственности, а с другой – в отсутствие юридических норм можно счесть себя вправе отстаивать свою точку зрения гранатами, автоматами, бесчеловечными убийствами.

Иерей Андрей МИХАЛЕВ, Настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:

Мне, конечно, ближе вторая позиция. Представьте: кто-то упорно пакостит вашей семье. Изображает на баннерах дочь в неприглядном виде, оскорбляет отца... В лучшем случае такой человек сам нарвется на оскорбление, в худшем дело закончится рукоприкладством.

Пророк Магомет для мусульман – лучший из людей. Они почитают его больше своей семьи, своих детей. И вот этих людей сознательно оскорбляют. Я не оправдываю кровопролития, но и такие выходки не имеют оправданий. Почему люди считают себя вправе оскорблять чувства других людей? Кто им дал на это право?

Сейчас горячие головы хотят поднять и вновь опубликовать подборку карикатур, размещенных некогда в "Крокодиле" и оскорблявших чувства православных христиан. Они знают, чем может быть чревато оскорбление мусульман, а православные христиане, конечно, стерпят. Их ценности можно выставлять на посмешище. Но не исключено, что и в этом случае может найтись не совсем здоровый человек, фанатик, который решит отомстить. Так зачем кого-то провоцировать?

Журналисты "Шарли Эбдо" знали, к чему может привести их деятельность. Радикальные исламисты не оставляют такие вещи безнаказанными. И вот произошло то, что произошло. Я считаю, из этого нужно сделать выводы.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Не нужно впадать в крайности. Убийства, конечно, ни при каких обстоятельствах оправдывать нельзя. Но и то, чем занимались журналисты этого издания, тоже оправдывать нельзя. Оскорбления верующих – а в журнале оскорбляли и мусульман, и христиан, и иудеев – несовместимо с понятием свободы слова. Я уверен, антисемитскую пропаганду во Франции не стали бы оправдывать свободой слова. Почему же глумление над исламом допустимо? Одних нельзя задевать, других можно? Разве это честно?

Иногда говорят, что над исламом потому и насмехаются, что его пытаются защищать насилием. Но христиане на насмешки насилием не отвечают – а над христианством глумятся повсеместно, и особенно во Франции – в кино, в литературе, в СМИ. Просто об этом никто не шумит.

С одной стороны, французы молодцы, что быстро вычислили и обезвредили террористов. С другой стороны, и СМИ должны сделать выводы. Но нужно понимать: если государство будет проводить и дальше такую "толерантную" политику, то оно будет обречено на такие конфликты, и мы это уже видим.

Иеромонах МАКАРИЙ (МАРКИШ), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

Волна истерики и похабных выступлений после этих событий – когда в мире каждый день гибнут люди, жертвы террора, мирные жители, как, например, на Украине, – это лицемерие и позор. На фоне этих событий взывать к небу: "Ах, мы так потрясены гибелью людей во французской редакции"... Эти-то как раз за что боролись, на то и напоролись. Эти люди себя противопоставили цивилизации тем, они издевались над святынями огромного количества верующих планеты Земля. Так что мусульмане тут потерпевшие.

А террористы как раз не мусульмане, не истинные мусульмане. Бывают извращения христианства: люди уходят в пещеры, закапываются в землю, морят голодом детей своих и прочее. Христианский фанатизм имеет вот такую форму, а мусульманский – другую. Это плохо, и мы не оправдываем фанатизма ни христианского, ни мусульманского, но это явления одного порядка. Но если вы идете войной на ислам, то должны быть готовы к ответу, который и получили. Это ответ на ту войну, которую ведут антигуманные силы, чьим представителем стал еженедельник "Шарли Эбдо".

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Соболезную тем, кто пострадал и потерял своих близких в этом страшном теракте. Во имя чего бы он ни был организован – это бесчеловечно и аморально. Правоверные, истинные мусульмане никогда не будут проливать кровь. Этим они отличаются от тех, кто провозглашает иногда псевдорелигиозные лозунги и во имя их убивает. Ни одна из традиционных религий не оправдывает убийство. Всевышний дарует жизнь, и человек не имеет права ее отнимать.

Но почему в стране, где законодательно запрещено отрицание Холокоста и геноцида армян, либералы считают вполне допустимым оскорблять мусульман? Получается, одни святыни трогать нельзя, и свободе слова этот запрет не угрожает, а другие можно оскорблять сколько вздумается, а если это кому не нравится, так он против свободы? Это двойные стандарты и лицемерие либералов, которые думают, что полтора миллиарда населения планеты можно оскорблять, публикуя карикатуры под лозунгом свободы слова.

Терактам оправдания нет в любом случае, но вокруг всей этой истории очень много непонятного – взять хотя бы самоубийство или убийство следователя, который вел это дело. Все эти странности заставляют усомниться: не режиссировано ли все это? Кому это выгодно? Мы же помним, как после убийства журналистов, осуществленного якобы ИГИЛ, начались бомбардировки суверенных государств, в том числе Сирии и Ирака.

И еще: например, на Донбассе мирных людей убивают ежедневно. Но почему-то СМИ дают об этом ничтожно мало информации. Как раз в день теракта там было больше всего жертв за все время карательной операции хунты. В Сирии в тот же день погибло несколько десятков мирных жителей. Где шум во всех СМИ, где многотысячные марши протеста? Разве кровь других людей дешевле крови французов? Опять двойные стандарты.

Кстати, глядя на произошедшее во Франции, нельзя не поблагодарить руководство нашей страны за закон о защите прав верующих и религиозных ценностей. Если профессиональное сообщество не может само определить, что этично, а что нет, это должен делать закон.

Наш враг – это не религии и не цивилизации, а невежество и манипуляция сознанием. Из этого надо делать выводы, чтобы потом совершать правильные политические шаги. Надеюсь, так и будет, а мы будем молить Всевышнего, чтобы это не обернулось провокацией и трагедией для истинных верующих.

Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:

Когда под свободой слова подразумевают идею из разряда "говори, что хочешь", такая "свобода" приводит к анархии. Оскорбление религиозных чувств – это не свобода слова. Именно поэтому в России принят закон о защите чувств верующих. Во Франции дело дошло до теракта именно из-за принципа "все позволено".

А что касается терроризма – его, понятное дело, оправдывать ничем нельзя. Но и поддержка деятельности погибших журналистов – это неправильно. Сатира сатире рознь. Оскорблять чувства верующих нельзя. А люди будто этого не понимают, выходя на митинги со словами поддержки журналистов и их деятельности.

Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":

Религиозные чувства оскорблять нельзя. Свобода слова не подразумевает права издеваться над тем, что дорого другим людям. И задача редактора – смотреть, что выходит в печать.

Но, конечно, произошедшее с журналистами "Шарли Эбдо" – дикость. Нельзя устраивать кровавые расправы под предлогом оскорбления твоих религиозных чувств. Только суд может вынести решение, виновен человек или нет.

Этот теракт совершили не мусульмане. Настоящий мусульманин не возьмет в руки оружие, он чтит Коран и уважает людей. А вот ИГИЛ стремится запугать и уничтожить тех, чье мнение отличается от его собственного.

Алексей ГРИШИН, член Общественной палаты РФ (2011-2014гг.), президент Информационно-аналитического центра "Религия и общество":

Цель терактов – не наказать провокаторов и не отомстить за оскорбление, а посеять рознь в обществе, рассорить разные группы людей по национальному, религиозному признаку. Терроризм направлен на дестабилизацию всего нашего цивилизованного сообщества.

Во Франции теракты были предсказуемы. Многие специалисты говорили: ИГИЛ неминуемо придет в Европу. И это случилось, причем в самом слабом месте Евросоюза с точки зрения безопасности. ИГИЛ – это в основном арабы, Франция – самая арабизированная страна из европейских. По некоторым данным чуть ли не у пятой части населения на родной язык арабский. Это связано с историей: после войн марокканские и прочие арабы мигрировали во Францию. А, как известно, мигрант перевозит следом всю свою огромную семью.

Оскорбление основателя ислама – просто предлог: скандальные карикатуры на пророка Мухаммеда были опубликованы около четырех лет назад. Правда, за несколько дней до теракта в журнале опубликовали карикатуры на лидеров ИГИЛ – но глупо думать, что дело только в этом. Не было бы карикатур, выбрали бы другой объект, назвали иную причину. Ведь теракт был совершен и в кошерном магазине – только потому, что он иудейский. Повод для теракта всегда найдется. Безусловно, свобода слова должна ограничиваться свободой других людей. Если что-то оскорбительно для части населения, общество должно это осудить и не допускать впоследствии. Например, есть нудисты: если они выйдут на улицы голыми, на них разве никто не обратит внимание? Конечно, это будет провокацией, их задержат и в Париже, и в Москве. Вид человека, разгуливающего нагишом, многих оскорбляет. А провокации на религиозные темы, которыми занимался "Шарли Эбдо" – это еще более безнравственно и аморально, но это не значит, что за это нужно убивать. А террористы, разумеется, должны быть осуждены без всяких оправданий и оговорок.

по материалам: Regions.Ru





Tags: религия и современное общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments