iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Почему так много людей сегодня добровольно едут на войны? (информация к размышлению)

Илья Плеханов

Я бы хотел взглянуть на происходящие события шире и не зацикливаться на происках США или угрозе радикальной исламизации. «Арабская весна» — симптом более крупных изменений. По моему мнению, мир радикально меняется. И меняется довольно быстро, по нарастающей. По ладной геометрической прогрессии. Меняется не внешне и даже не столь технологически-демографически-идеологически-геополитически или как там еще принято считать. Основное изменение я вижу в отношении людей к жизни. Абстрактных обычных людей в своей массе, которая иногда принимает черты вполне конкретных личностей то в аэропорте, то в мясной лавке, то на причале, то на дороге или в баре.

Изменение заключается в том, что человечество плюнуло на все общие и личные идеи.


С одной стороны, исчезает вкус к борьбе за большие идеи: за коммунизм, капитализм, счастье, свободу, равенство, братство, американскую мечту, построение социализма или демократии, за массовый выход в космос или мелиорацию всех пустынь, гарантии и справедливость и т.п. Общественные цели у человечества испаряются, как утренняя роса. Не волнуют в этой связи уже и границы, флаги, гимны, регалии, традиции, президенты, атрибуты. Улетучилось к этому историческому багажу былое уважение. Канули в Лету авторитеты. С другой стороны, наблюдается какое-то растущее наплевательское отношение и к личным конкретным интересам у отдельного индивидуума, будь то богатство, создание семьи, благополучие детей, уровень достатка, положение в обществе, выигрыш или накопление миллиона, здоровье или накал впечатлений, секс 5 раз в неделю или адреналин по выходным. Тотальное безразличие к этим вполне человеческим и привычным вещам начинает превалировать на нашей планете. Жить по плану, схеме, колее и с определенной целью становится не столь важно.

Человечество уходит в тотальное «отрицалово». То ли туман, то ли прах витает в воздухе. Главное — не спутать безразличие к идеям с полной жизненной апатией и опусканием рук. Нет. Всю энергию, которая уже не направляется на переустройство мира или перспективной личной бытовой и профессиональной жизни, люди тратят на воплощение в реальность своих сиюминутных желаний, случайных порывов, подсознательной тяги к странным вещам. Все это выливается в вычурные и экспрессивные поступки. Психов и неадекватов в мире становится все больше и больше. Это уже не одиночки, это, тонкий пока, налет безумия на населении. Такое ощущение, что у человечества не так давно вырвали уже с концами некий внутренний стержень и оно начало расползаться, хаотично колышась, как студень, потеряв все ориентиры. Пошло вразнос. В некий веселый шабаш, за которым — ничего. Социум и вертикали распадаются на атомы. Трава дальше не растет. Последние минуты игры. Очарованный взгляд на уходящую из-под ног землю. Или на табуретку. И это касается не только обывателей, но и компаний, правительств, власть имущих. Они уже не строят планы на развитие, не думают о захвате долей на рынке, грабеже ресурсов планеты, о строительстве империй и долгосрочных вкладах, об умном управлении и трезвой оценке, а принимают решения, руководствуясь настроением, прихотями, усталостью, закидонами, эмоциями. Им тоже надоело все до чертиков. Дурацкие поступки, капризы и желание чуток пожить своим маленьким заскелетированным в бриллиантовых шкафах безумием.

В глобальном масштабе нарастает некое презрение обывательских масс к существующим законам как таковым. Отсутствует страх, пиетет, понимание целесообразности, смысла хоть каких-то правил совместной жизни 7 миллиардов зеркал на одной планете. Это не значит, что все скопом сразу бегут нарушать уголовный кодекс, но он потерял моральный блеск и охранительное сияние для среднестатистического гражданина мира окончательно. Рациональные поступки уступают место иррациональным. Дай каждому ракетный ранец и шанс добраться до другой планеты, большинство населения Земли разбежалось бы по Вселенной сломя голову.

Зигмунт Бмауман

Старые политические структуры сегодня не работают, поскольку власть и политика, долгое время существовавшие друг с другом, разводятся. В прошлом между ними было полное соответствие и содействие. Нынешняя глобализация приводит к обратному результату. Власть улетучивается в экстерриториальное киберпространство, а политика остаётся территориальной. Если мы не решим эту проблему, то и предсказывать, каким будет мир через 40—50 лет, можно лишь в негативном плане. Увеличивается разрыв между тем, чем занимаются правительства в демократических странах, и тем, чем живут простые люди.

Вам известно, что миграция - это неотделимый атрибут модерна. Она началась вместе с модерном и продолжается до настоящего времени. Почему? Когда вы строите новый улучшенный порядок, неизбежно некоторые категории людей окажутся лишними, они – отбросы строительства нового порядка.

Ещё одна большая сложность — это кризис самоидентификации. В свое время Жан-Поль Сартр выдвинул концепцию projet de la vie («проект жизни»). Её суть в том, что в раннем возрасте человек выбирает жизненный путь и старается ему следовать. Но сегодня культура, идеология и стиль жизни меняются так быстро, что молодёжь не успевает даже что-то спланировать, а не то что реализовать планы.

Мы находимся где-то в пустом пространстве, переходя из одного места в другое.

Это состояние я называю состоянием «между властью» – inter regnum. Это очень старое понятие, оно родилось в Античном Риме, когда Тит Ливий, историк Древнего рима, писал про первого короля Рима — Ромула. Ромул царил в течении 37 лет, это очень долго. Средняя длительность жизни римлян в это время – около 37 лет. Это значит, что, когда он умер, в Риме жило очень мало людей, которые помнили мир, не содержащий Ромула. Они были выведены из нормальной жизни, не знали, что делать. Они не знали жизни, в которой не было бы Ромула, который говорил бы им, что делать, каковы законы страны, которые нужно соблюдать и т. д. Римляне не имели ни малейшего понятия, кто заместит Ромулуса. Это был первый период междувластия. Он длился, пока второй в истории король Рима не был избран.

В новое время понятие междувластия снова открыли – политические философы, в особенности, итальянский философ Антонио Грамши, вложивший новое содержание в это понятие. В его понимании, «inter regnum» – это не перерыв между одним законодателем и другим, а период, когда привычные и испытанные средства эффективного действия уже не работают, а новых средств и стратегий еще не выдумали. И мы как раз находимся в этом периоде.

У нас нет четкого представления о конечном «пункте назначения», к которому мы движемся.

Казавшийся прочным каркас, на котором держалась плоть истории, разорван на части, и ни один институт – ни на первый взгляд, ни при тщательном рассмотрении – не в состоянии собрать их воедино.

В наше время космических скоростей (используя термин Поля Вирильо) и «информационных магистралей» маршруты вызовов, когда-то территориально привязанные к границам империй/цивилизаций (детально описанные Арнольдом Тойнби), утратили привязку к территориям. Гибриды модернизации не появляются вслед за передвижениями имперских армий и территориальными захватами. Они способны давать всходы в любой части планеты, легко преодолевая огромные расстояния, при этом в каждом случае прослеживаются эндемичные особенности исходной модели «модернити».

Ксенофобия, желание отгородиться от «чужаков» и держать их на расстоянии или вообще избавиться от них раз и навсегда, распространяются и нарастают везде, включая самые неожиданные регионы, которые пребывали в забвении и, казалось, останутся там еще надолго. Нельзя сказать, что эта неприязнь – нет, ненависть – по отношению к иммигрантам и другим «чужакам» появилась ниоткуда. Наше все более раздробленное общество потребителей, не склонное приветствовать человеческую солидарность, порождает конкуренцию, соперничество, стремление доказать свое превосходство, склонность к агрессии, вытеснению и изоляции. Неприязнь по отношению к другим группам и категориям позволяет людям выпустить пар и хотя бы отчасти избавиться от накопленных страхов и злобы – но это также говорит и о ностальгии по утраченному чувству товарищества и солидарности. Линчевание несчастных иностранцев (и сжигание аллегорических изображений страха и ненависти к «другим»), марши с неонацистской символикой и требованием к правительствам выгнать иммигрантов и не пускать новых, расистские манифестации, поджоги петард и потасовки на футбольных матчах – в тесной компании и при поддержке «таких же, как я»… Все это дает теплое и уютное чувство «мы», которое, пусть ненадолго, создает сильное ощущение «праздника солидарности».

Для людей, отягощенных кажущейся непреодолимой неопределенностью, охваченных страхом оказаться брошенными и одинокими, переживающих за собственное бессилие и ничтожность, это действительно «манна небесная». Порция «солидарности по выходным» помогает нам пережить еще одну неделю ее очевидного и болезненного отсутствия. Ваш список стран будет расширяться, пока этот «эрзац солидарности» останется единственным, что способно предложить наше общество тем, кто в этом нуждается.


из http://navoine.info/





Tags: возможное будущее
Subscribe

promo iov75 апрель 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments