iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

РУССКИЙ МИР: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ



Сейчас много говорят о возрождении «русского мира», утверждают, будто Россия – оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей».

Разговоры о самобытности России, её особом пути и оригинальной русской цивилизации всегда возникали на фоне ухудшения отношений с Западом. ...

Словосочетание «русский мир» — древнего происхождения. Впервые понятие «русский мир» предложил министр просвещения граф Уваров царю Николаю I. 200 лет назад во времена Российской империи это было обоснованно. ...

После распада СССР за границами России осталось 25 миллионов русских. В 1990-е годы чиновники получали неафишируемые указания: не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово "русский" как якобы ослабляющее единство нации».
Ныне утверждается, что «Россия — это страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами, неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные модели общественного развития».

Общая численность проживающих ныне в России составляет 144 миллиона человек. Русский язык является четвёртым по распространённости в мире, 300 миллионов человек считают его родным. Русская зарубежная диаспора в начале XXI века по своей численности занимает второе место в мире после китайской. ...

«Русский мир — это русский ответ на глобализацию», считает Константин Косачёв – руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Доктор философских наук Иконникова С.Н. считает, что «русский мир» – понятие глобальное, а не узконациональное. «Русский мир» я понимаю как представительство русской культуры в мировом процессе в различных исторических измерениях; «мир» означает здесь духовную среду, сакральное пространство, общие социальные взаимодействия».


Профессор Сергей Сергеевич Хоружий полагает, что «русский мир» в плане эмпирическом объемлет Россию и русскую диаспору всей планеты, в плане же теоретическом представляет собой этнокультурный мир, понятый как сетевая структура».

Доктор философских наук Астафьева О.Н. считает: «можно с большой долей уверенности сказать, что последние два-три столетия понятие «русский мир» окончательно утратило свою локально-территориальную привязку и обрело новый смысл, став понятием почти тождественным «русской культуре».

Кандидат культурологических наук А.В.Венкова убеждена: «Для меня понятие «русского мира» – скорее, виртуальная конструкция, некая ментальная форма, чем феномен, выстраивающийся на основе действительности».

До сих пор популярна идея о России как своеобразном «щите», разделяющем Восток и Запад, и в то же время как о «мосте», объединяющем в себе Запад и Восток.

Западники уверены: поскольку Россия европейское государство, то надо взять европейскую модель развития.
Славянофилы убеждены, что Россия евразийская держава, она особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».
Сторонники евразийства продвигали и продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».

Действительно ли Россия оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей»?

Термин «русская цивилизация» впервые упоминается в XIX веке в связи с распространением идей панславизма. Это понятие часто употреблялось в среде славянофилов и подчёркивало оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, её национальное русское происхождение.

Н.Я.Данилевский в своём труде «Россия и Европа» (1869) пишет о «славянском культурном типе», которому принадлежит будущее, в отличие от «гниющего Запада». Западная цивилизация, по мнению Данилевского, уже пережила апогей своего развития, она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.

Ф.М.Достоевский описывал русскую цивилизацию как базирующуюся на глубоком православном понимании христианства. По мнению Достоевского, Россия должна выполнить своё особое призвание, заключающееся в том, чтобы указать человечеству религиозный путь к спасению и стать во главе движения.

Л.Н.Толстой высказал идею особого значения русской крестьянской общины как идеальной модели сообщества людей.

Сегодня очевидно наступает новое время, новый этап развития нашей страны: Россия поворачивается к Западу задом, а к Востоку передом. Ещё историк Ключевский говорил: мы должны всё взять у Европы, а потом повернуться к ней задом.

В историческом плане Россия является самой молодой из проявивших себя мировых цивилизаций. По мнению Александра Ципко, для России и русских определение себя как отдельной цивилизации, равновеликой евроатлантическому Западу, исламскому Югу, конфуцианскому и буддистскому Востоку, — это вопрос утверждения своей идентичности, вопрос формирования собственного национального самосознания.

Нынешний министр культуры Владимир Мединский считает: «на самом деле тезису о том, что Россия является отдельной самобытной цивилизацией, такой же, как западноевропейская, китайская или индийская, сто лет с лишним, большинством философских школ мира он принят за аксиому. Причём это не славянофильский тезис, на Западе с ним согласны многие авторы от Тойнби до Хантингтона. Это тезис не обидный ни для нас, ни для Европы: он означает, что нельзя с голландскими мерками подходить к России – их рецепты не будут здесь работать».

Одним из первых философов, кто задался вопросом о смысле России как отдельной цивилизации, был Пётр Чаадаев. Он видел миссию России в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада.
«России поручены интересы человечества, и в этом её будущее, в этом её прогресс, – писал Чаадаев в 1855 году Тургеневу. – Придёт день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы сейчас являемся её политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу».

«Россия — единственная страна, которая способна спасти Европу, – писал немец Вальтер Шубарт в книге «Европа и душа Востока». – Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нём народам Земли. Русский обладает для этого теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов».

Ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбе своей страны, как философия русских мыслителей.
По мнению Питирима Сорокина, русские — творцы великой идеациональной культуры. Русская нация творчески продолжила идеациональные культурные традиции Византии.
Константин Аксаков проводил различение между страной и государством.
Русский философ Иван Ильин определял государство через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей».

П.А.Столыпин писал: «И утрата национальной идентичности, и вычленение отдельной нации из контекста своей цивилизации, её противопоставление с ближайшими по духу и общественному устройству соседями, ведёт, в конечном итоге, к культурной и этнической ассимиляции такого народа внешними силами, превращает его в «удобрение для других народов».

21 июня 2007 года указом Президента РФ В.В.Путина был создан фонд «Русский мир». Целями Фонда является в том числе популяризация русского языка и в России и за рубежом. На начало 2013 года в 41 стране открыто 90 центров «Русского мира», издаётся журнал, действует Интернет-портал, имеются радио- и телеканал.
Председатель правления Фонда «Русский мир», председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов говорит: «Если семь лет назад, когда мы проводили первый форум, мы говорили о Русском мире как о культурном сообществе, то теперь это понятие очень сильно политизировалось. Но мы по-прежнему рассматриваем Русский мир как цивилизационную общность».

В 2010 году на конференции «Дни философии в Петербурге» священник русской православной церкви доктор философских наук протоирей Димитрий Лескин признал, что мы, конечно же, не Азия, и мы совсем не Европа. Мы иные. Инаковость России была всегда. Русский путь не магистральный, а маргинальный. Специфика русской цивилизации такова, что адаптировать её под новые европейские образы не получится. Россия формировалась как страна всемирных интересов, а не сугубо местечковых; как страна спасительница мира.

Ныне Россия защищает христианские ценности и ведёт с Западом «культурную, социальную, моральную войну», утверждает в статье для The American Conservative Патрик Джозеф Бьюкенен. По мнению автора, Россия сейчас противостоит «замене христианских ценностей ценностями Голливуда». «В культурной войне за будущее человечества Путин твёрдо ставит российский флаг на стороне традиционного христианства. «Россия на стороне Бога», а «Запад – Гоморра».

Недавно в храме Христа Спасителя в Москве проходил Всемирный русский народный собор, на котором была сформулирована «Декларация русской идентичности». «Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».

«Русский мир — это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее». ...

Одни говорят: «особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».
Другие возражают: «духовность не имеет национальности; национальность это культура и менталитет».
Третьи убеждены: «русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».
Четвёртые утверждают: «нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

Известный писатель и публицист С.Г.Кара-Мурза называет три устойчивых составляющих русского самосознания:

1\ Православие – оно прочно вошло в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам его из неё не выбить.
2\ Коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь, по словам Менделеева, «между молотом Запада и наковальней Востока».
3\ Русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством. Как сказал поэт о русском уме: «он трезво судит о земле, в мистической купаясь мгле».
Это сочетание блоков русского сознания даёт ему устойчивость и гибкость. Конечно, не ко всем ударам оно готово, иначе бы задубело. Но после ударов восстанавливается быстро. ...

Русский Мир не столько территориальное образование, сколько мировоззренческое, это культурно-духовное миропонимание, основанное на русской национальной идее.
Русский – это тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и живёт по традициям русской культуры.

Если этносы это реальность, то национальные государства – выдумка правящих элит для лучшей эксплуатации народов, проживающих на данной территории.

В России проживает 192 этноса. Поэтому без объединяющей идеи никак невозможно. Россия не сможет существовать, если каждый будет жить по одиночке. ...


по материалам статьи © Николай Кофырин – Новая Русская Литература

РУССКИЙ МИР: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ 




Tags: Русский мир, публицистика
Subscribe

promo iov75 april 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments