iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

С Праздником, всех искренних православных христиан!



Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Русской Православной Церковью 4 декабря (21 ноября ст. ст.). День этот считается великим двунадесятым непереходящим Богородническим праздником, который в песнопениях церковных называется "предвестием Божия благоволения к людям". С этого праздника начинают петь в церкви во время утрени "Христос рождается...".

Наименование Пречистой Марии – «Богородица» было не только в широком народном употреблении, но было и литургической практикой известной ещё древней Церкви.

В этом смысле очень показательно письмо Иоанна Антиохийского, друга Нестория, который с любовью пишет ему: «К чему отстаивать то, чего нельзя отстоять? Зачем силиться без нужды вводить в язык церковный слова новые, смущающие совесть, и изгонять слова, вошедшие в употребление и выражающие мысль благочестивую? Наименование Девы Марии Богородицей отнюдь не новое; от него не отказывался ни один из церковных учителей; употреблявших его было много и притом знаменитых; а не употреблявшие его не осуждали употреблявших.… Не настаивай же, в вопросе об одних словах, на своем отдельном мнении, возмущающем мир Церкви; не смущай без всякой нужды совести братий своих, отвергая слово, смысл которого признаешь правильным». Отрицание имени Богородица с необходимостью следовало из предпосылок Нестория. И этому имени он противопоставляет имя Христородица, Χριστξτόκξς, κак указующее на "лицо соединения," и имя Человекородица, как указующее природу, по которой Мария мать Иисуса. И еще, - Θεоδόχξς, Αгоприимная, поскольку Мария родила Того, в ком Бог - "С нами Бог," - "храм Божества"... Β этом смысле можно назвать ее и Богородицею, Матерью Бога "по проявлению," так как Бог явился в сыне Марии, - "сошел с небес" и "воплотился," но не родился от Марии...

Было бы не верно возводить все эти неточности и ошибки Нестория к неясности его богословского и экзегетического языка, к неотчетливости его богословских понятий, т.е. к смешению общих и конкретных имен. Однако, для церковного сознания это не была проблема только слова, вот как раз то смысл здесь и был важен. Но как передать на словах глубочайший и таинственный смысл Богорождения, и значения этого события для человеческого рода. Богословие Нестория не нужно упрощать, сводя его исключительно к отрицанию имени Богородица. Тем более, что сам Несторий допускал это употребление, но только в особом смысле. Пресвятая Дева могла называться Богородицей, но только в том отношении, что она родила не просто человека, а человека соединенного с Богом из ее утробы изошел сочетавшийся с человеком Бог, а не в том смысле, что она могла родить Бога. Иначе получался логический парадокс; существо, которое имело временную точку отсчета в своем бытие, могла родить того, Кто имел имя Вечность. С другой стороны, взгляды Нестория на природу Богочеловека, тоже несколько упрощаются, когда утверждается, что он: «… совершенно разделял два естества в Иисусе Христе,… а родился от нее простой человек Христос, с которым Бог Слово соединен, был только внешним образом, … обитал, как в храме, как прежде обитал в Моисеи и других пророках…». Вот, что пишет исследователь об эффекте, который произвел на монахов Египта тогда еще Патриарх Несторий, рассуждая о природе рожденного Христа и родившей Его Богородице.

«Распространенные по всему Востоку, они дошли и до пустынных монастырей Египта и произвели на умы отшельников какое-то странное, потрясающее впечатление. Эти простые, но впечатлительные и пылкие умы, всецело разобщившиеся с миром и привыкшие во всем руководствоваться словами духовных отцов своих, узнавши в один «прекрасный» день, что константинопольский архиепископ отказывает Деве Марии в наименовании Матери Божией, поражены были каким-то суеверным ужасом: им показалось, что все «небо их верований» разрушалось, что нет более ни искупления, ни Христа, ни спасения, некоторые из них дошли даже до отрицания бытия Божия и обезумели».

Семя Адама, через добродетельную и святую, богоугодную жизнь редких ветхозаветных праотцев наших и под действием благодати Божией очищаясь, готовило Богу дар человеческий – Пресвятую Богородицу, которая, (так же как и Исаак для своих престарелых родителей стал сыном обетования), стала для всего человечества Пресвятой Девой Обетования. Преп. Иоанн Дамаскин в «Слове на рождество Пресвятой Богородицы» торжествующе вопрошает и отвечает: «Но почему девственная Матерь родилась от бесплодной? Потому что надлежало, чтобы к единственной новости под солнцем, главному из чудес был проложен путь [другими] чудесами, постепенно восходящими от меньшего к большему. Существует и другая причина, более возвышенная и божественная: природа, побежденная благодатью, остановилась в трепете, не дерзая предварить ее. Посему, когда надлежало родиться Богородице Деве от Анны, природа не осмелилась плодоносить прежде благодати, но пребывала бесплодной, пока благодать не произрастила плода. Ведь надлежало, чтобы родилась первородной Та, Которая родит Рожденного прежде всякой твари, Которым все стоит (Кол. 1:16-17)».

По мысли преп. Иоанна Дамаскина в наименовании Богородица, содержится тайна всей ветхозаветной истории и тайна всего ветхозаветного Домостроительства Божия о мире. Церковь, исповедуя в купели Крещения рождение Спасителя мира от Пресвятой Богородице и Духа Святаго, скрывает от нас самый способ рождения.

Николай Кавасила в проповеди на Благовещенье говорит: «Воплощение, было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа (Отец благоволит и посылает Сына «не как Владыка, но как Отец», Дух же соблаговолит и содействует, таким образом «осуществляется связь Бога с людьми через Духа, по мысли преп. Иоанна Дамаскина – прим. мое), но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Ее веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Ее в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила о Его свободно и по своей доброй воле». В лице Пресвятой Девы человечеств дало свое согласие на то, чтобы Слово стало плотью и обитало среди людей, так как, по отеческому выражению, «если единая воля Божественная создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». Вся трагедия свободы разрешается в словах: «Се раба Господня».

С ПРАЗДНИКОМ!


Tags: православие в России
Subscribe

  • Жить стало лучше, жить стало веселее

    Мишустин заявил о росте ВВП на 4,7% за восемь месяцев этого года. - По оценке министерства экономического развития, за восемь месяцев этого года…

  • Дайджест. Новости "Энергетической Сверхдержавы".

    Наращиваем превосходство: Россия приступила к реализации крупнейшего нефтепроекта В связи с рекордным ростом цен на энергоносители, связанным…

  • Биг Фарма как мафия

    Политэкономия медицины Луи Бровера Я уже писал, что во Франции в конце ХХ века два профессиональных медика, доктор Жак Лаказе (Jacques…

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments