iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Христианская религия и вопрос современного сожжения тел усопших (кремация)



В христианской религии считается, что «обряд» кремации явление языческого характера, тогда как правоверный христианин, должен быть похоронен в сырой земле.

Сожжение человека, в Ветхом Завете предстает как наказание за грех. Например, «Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами» (Лев. 20:14). «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее». (Лев. 21:9).И у древних язычников, при установлении моногамии — нарушителя подвергались сожжению. Об этом пишет Рыбаков Б.А.

При Нероне, из живых христиан делали огненные факелы. Жгли христиан и при Декии. Правда, это делали язычники. В последствии, христиане сжигали еретиков, богоотступников и ведьм. Считалось, что огонь обладает мистическим качеством очищать душу согрешившего. Вообще, огонь — универсальный магико-мистический ретранслятор. Именно, через эту стихию (по мнению "человека религиозного") лучше всего происходит общение с миром «богов» и духов.


В 1672 г. в Нижегородском уезде заживо сожгли себя две тысячи старообрядцев. Весть об этом страшном деянии, очень быстро облетела государство, и было воспринято последователями старых обрядов как "подвиг веры и мученичество за Христа". В января 1679 года в Тобольском уезде, на берегах речки Берёзовки, "сгорели по наущению инока Даниила, бывшего Тюменского попа Доментиана, собравшиеся к нему в пустыни из городов и селений… с жёнами, детьми и животами раскольники в количестве 2700 человек" /И.Я. Сырцов/. В марте 1687 года, 1200 старообрядцев во главе с дьяконом Игнатием, выходцем из Соловецкого монастыря и захватившие Палеостровский-Рождественский монастырь, с присоединившимся единоверцами, после стрелецкой осады, также сожгли себя заживо. В адском огне погибло 2700 человек. В конце сентября 1688 (по другим источникам – 1689 г.) около полутора тысяч олонецких старообрядцев во главе с монахом Германом, учеником дьяка Игнатия, вновь захватили этот злополучный монастырь. Карательный отряд был встречен выстрелами. Но всё было безнадёжно и 23 ноября старообрядцы подожгли себя. Сгорело 4200 человек, включая женщин и детей. В августе 1687 года Олонецком уезде сгорел инок Пимен и сним свыше тысячи человек. В 1688 году (по другим сведениям - в1689 г.) в Устюжском уезде сгорело около 300 человек. Теперь внимание! Обратите внимание на даты самых страшных -"Палеостровских гарей"… 1687, 1688 и 1689… 700 – летие Крещение Руси!

На самом деле "эпидемия гарей" имела религиозное обоснование и была одобрена тогдашними старообрядческими авторитетами. Самосожжение приравнивалось к "мученичеству", называлось "вторым неосквернённым крещением" и "очищением души". При этом, это "святое дело" имело только тогда своё подлинное значение и силу, когда совершалось … добровольно, "своею волею". Историки Раскола, подчёркивают совершенно добровольное самоистребление русских людей, религиозный мотив этого страшного деяния, порой не связанный с жестокими и безвыходными внешними обстоятельствами. Вдохновители самосожжения используют в проповедях, как ветхозаветные образы (наиболее популярной была история о трёх отроках – Седрахе, Мисахе и Авденаго, брошенных в раскалённую печь Навуходоносором), так и новозаветные тексты, где наиболее ярко подчёркивается абсолютное отрицание мира и своей жизни в пользу жизни вечной, а также сказаниями из жития святых. В очерках А. Пругавина цитируется весьма интересный документ – прошение тобольских старообрядцев царю за 1679 год. "На смертный час готовы, пострадать и в огне горети…, а далее ссылка на "Пролог": "Филинид, священномученик…но обвязавши главу свою и верже себя с высока места, тако скончался… Святые мученицы Домника да две дщери её, Вириния и Проскудила, сами себя в реку верже, тако скончашася… святая мученица Манефа сама ся верже в пещь, тако скончашася, и иные мнози, государь, святые мученики тако скончашася, от своих рук пострадаша, во образ нам". То есть, в пример и поучение нам. Таким образом, "эпидемия гарей", получала сакральный Смысл. Это было религиозное действие. следствие повального бегство от "антихриста и слуг его".

Кремация

История кремации — история очень древнего ритуала: «огненного погребения». Весьма широкое распространение получила кремация у древних греков (только умерших детей хоронили в земле), римлян, славян, германцев, индусов, японцев и ряда других народов. Часто мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, а пепел поливали вином. Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивид, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионис после смерти были преданы кремации.
Кстати, кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.

Борис Александрович Рыбаков отмечал, что эволюция погребальной обрядности и разные, порою резко отличающиеся друг от друга, формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира, в той картине мира, которую древний человек создавал себе из сочетания познаваемой реальности с изменяющимися представлениями о предполагаемых, вымышленных силах, рассеянных, как ему казалось, в природе.

При трупосожжении же совершенно отчетливо проступала новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе и содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся на земле потомкам. Трупосожжение не только торжественнее простой ингумации как обряд, но и значительно богаче по сумме вкладываемых в него представлений. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял все то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в родной земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации. Прах кремированных захоранивался в глиняных урнах, в обычных горшках для приготовления пищи, что Б.А.Рыбаков связывает с магическими культами горшков для первых плодов.

Христианство запрещало кремацию, как противоречащую учению о воскресении из мертвых, поэтому к 400 году в римской империи кремация практически прекращается. (http://www.xliby.ru/kulturologija/tanatologija_nauka_o_smerti/p12.php)

На самом деле, это не совсем так. Первые христиане не особо «грузились» способом погребения. Более того, ожидание скорого Второго Пришествия Христа, не способствовала осознанию важности этого ритуала. Христиан-мучеников: жгли, топили, превращали в пыль и т.д. Например, евреи-христиане своих умерших зарывали в землю, а вот римляне-христиане своих сжигали. Поскольку христианство черпало вначале своих приверженцев из беднейших классов, постольку сжигание как более дорогой способ (о чем говорилось выше) начало заменяться более дешевым захоронением.
Далее, как сообщает БСЭ: применение трупосжигания в качестве санит. мероприятия как в широких размерах, так и в единичных случаях практиковалось... Так, по данным гигиениста Корради к массовым сжиганиям прибегали при Карле VII после битвы при Форново (1495), в Венеции—при эпидемии чумы (1509,1576), в Апулии—после землетрясения, эпидемий и повальных болезней (1627), в разных городах Италии и Далмации—при аналогичных случаях (1630, 1656, 1743 и 1764). Также и в России сжигание в широких размерах в качестве гиг.-сан. мероприятия применялось во время прежних эпидемий. Так, известны сжигания умерших от чумы вместе с их жилищами и домашней утварью во время эпидемии в Астрахани (1876)

Россия

Вопрос о введении кремации в дореволюционной России поднимался с конца 1880-х гг. Этому вопросу посвящались доклады, статьи в периодической печати и журналах, он неоднократно ставился многими санитарными и общественными деятелями, в особенности в Петербурге, в связи с тяжёлыми условиями минерализации на кладбищах. Первый доклад о преимуществах кремации сделал в 1889 году инженер Б.К. Паравдзик в Петербурге на собрании Российского общества архитекторов.

Законопроекты о введении кремации в России, подготовленные по инициативе Министерства внутренних дел в конце XIX и начале ХХ века, обсуждались в Государственной Думе, но, наталкиваясь на непреодолимое сопротивление Синода, так и не обрели силы закона.
Декретом Совнаркома РСФСР "О кладбищах и похоронах" от 7 декабря 1918 года в нашей стране впервые была разрешена кремация умерших (http://ournetlife.ru/category/interesnoe/istoriya_zahoroneniya_i_pogrebeniya.html)

В России первый крематорий был построен в 1921 году

Причины

Со второй половины XIX века, в связи с перенаселенностью городов и, как следствием этого — переполнением городских кладбищ, во многих странах стали вновь возвращаться к обряду кремации. Только теперь кремация производилась в специально оборудованных печах крематориев. Первый крематорий был открыт в Милане в 1876 году.


Tags: религия и культура
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments