Фото: Greg Baker / AFP
По итогам 22-го саммита АТЭС страны Азиатско-Тихоокеанского региона договорились об активизации усилий по совместной разработке Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, инициатором которой является Китай.Лидеры стран, принимавших участие в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, одобрили дорожную карту по созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, которую предложили власти Китая.
В опубликованной итоговой декларации саммита они заявили о своей приверженности к разработке договора по Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли.
2014 Leaders' Declaration
"Учитывая важную роль АТЭС в формировании и развитии региональной экономической интеграции, мы согласны с тем, что страны АТЭС должны приложить больше усилий, которые помогли бы на основе АТЭС превратить Азиатско-Тихоокеанской зону свободной торговли из теории в реальность.Мы подтверждаем нашу приверженность к созданию данной зоны свободной торговли в качестве основного инструмента для проведения дальнейшей региональной экономической интеграции АТЭС.
Подтверждая серьезность наших намерений и систематический подход к процессу, мы решили одобрить дорожную карту Пекина по вкладу АТЭС в создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Посредством выполнения данной дорожной карты мы решили ускорить наши усилия по созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли".
Тем самым лидеры АТЭС фактически поддержали призыв председателя КНР Си Цзиньпина по "удвоению усилий" в разработке договора о свободной торговле в данном формате.
Комментарии лидеров
Выступая на закрытии саммита, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что одобрение "дорожной карты", представленной Китаем, символизирует официальный запуск разработки Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Он также отметил, что это является историческим моментом в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона.
Президент России Владимир Путин накануне саммита в интервью китайским СМИ выступил против планов США по созданию Транс-Тихоокеанского партнерства, отметив опасность наличия в Азиатско-Тихоокеанском регионе большого количества торговых соглашений:
Президент США Барак Обама заявил, что "не видит противоречия с созданием нового договора и Транс-Тихоокеанского партнерства", однако умолчав при этом, что Россия и Китай не входят данный формат зоны свободной торговли.
Конкурирующие проекты
Многие эксперты отмечают, что Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) – это экономическое продолжение политики США по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной. Одной из явных целей создания экономического блока является противостояние влиянию Китая и России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Предложение о создании ТТП было выдвинуто в 2003 г. со стороны Новой Зеландии, Сингапура и Чили. В 2005 г. к участникам партнерства присоединился Бруней. Еще 8 стран – Австралия, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, США, Перу и Япония – присоединились к переговорам об условиях своего участия в создании зоны. По ряду оценок, на долю стран, которые участвуют в переговорах о создании ТТП, приходится около 40% мирового ВВП и 25% объемов оборота мировой торговли.
Предложение о создании Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) было впервые официально озвучено в 2004 г. В разработке и создании данного формата свободной торговли в АТР предлагается участвовать всем 21 странам, которые уже участвуют в АТЭС. На долю этих стран приходится около 53% мирового ВВП, 40% населения и 44% объемов мировой торговли.
из http://politobzor.net/
Journal information