iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Камни дораскольной Руси 3. Подарки из Борисоглеба

Оригинал взят у anta_rus в Камни дораскольной Руси 3. Подарки из Борисоглеба
Камни дораскольной Руси 1
Камни дораскольной Руси 2

Шикарный подарок от уважаемого gragorfing

Делюсь немедленно ибо просто нет слов.

Итак. Село Борисоглеб, Владимирская область, Муромский район. Борисоглебский монастырь по слухам аж 11 века.

В камне представлен со второй половины 17 века, до этого был полностью деревянным.

Ныне выглядит примерно так

2

На сегодня от монастыря осталась Церковь Рождества и колокольня.
В 90-е передан РПЦ и возрождается ныне как женский монастырь.

А вот в стороне от бурной реконструкции монастыря, на чем то вроде местного огорода лежат себе шесть вот таких вот камней, просто испещренных очень качественной хотя и побитой временем русской вязью.

3


Вот их и будем смотреть.

Поехали.



Все картинки ниже кликабельны для особо любопытных :)

Все плиты представляют собой правильные параллелепипеды, не имеющие рисунка на горизонтальных плоскостях.
Вообще горизонтальные поверхности явно подвергались обработке. Если помните на можайских плитах мы видили там остатки сюжета с узором, вилообразным крестом и розеткой. Тут таковых нет. Только и исключительно боковые надписи вязью.

1.
5

Итак, что мы видим на первой плите?
Стандартная эпитафия инокини, весьма схожая с таковыми из Лужецкого монастыря.
В области даты традиционная попытка что-то поковырять, далее «престависе раба божия Агафия во иноцех Александра»
Есть еще одно отличие от можайских плит — орнамент вокруг надписи.
На камне схимницы Таисии такого не было. Сам характер узора тоже уникален — это явно ростительный сюжет. На камнях Лужецкого монастыря таких не встречалось.

Что же с датой?
Все что можно там разобрать пока —  73... и даже в тройке уверенности нет.
Если это таки тройка, то речь может идти о захоронении от конца 18 до... конца 19 века.
Сомнительно! Так что думаю что это всеж не тройка.

Посмотрим дальше.

2.
4

Плита изрядно потрепана жизнью. Перетолмачить надпись даже не пытаюсь пока.
А вот дату посмотрим
И... снова облом.
7 тысяч хорошо видно, далее идет явно И (i)  десятичное, в представлении цифири не задействованное, и далее 2 которая нас не спасает.
Впрочем это камень интересен другим
Вы таки не поверите, но на арене появляется... КРЕСТ :)
То что мы так безуспешно ищем в течении всего исследования — нашлось!

Вот он крупнее на фоне довольно сильных подчисток в области даты.

2.1
4_1

Там кстати и буквы какие-то просматриваются, но уж совсем нечитабельно.

Идем дальше.

3.
6

Тут крест уже виден довольно хорошо.
Крест старообрядческий, дораскольный... и похоже пририсованный, ибо качество исполнения с вязью несравнимо.
Это конечно только предположение.
Следы надписей вокруг креста и в его теле тоже видим, точнее это отдельные буквы, что не удивительно.
По всей видимости там было нечто похожее на вот это.

medium_Image580

Плиту вообще здорово помучили. И скребли и обкалывали и даже белили.
Но мы можем предположить дату!!! и кое что прочитать.
Итак, если дата разделена крестом то это  7173 год или 1664 год от рх.
Надпись гласит следующее:
«В лето 7273 ноября в 21 день преставися раба божия девица Пелагея Дмитриева ...» концовку ниасилил :)
Орнамент, кстати, тоже флоральный, но немного другой чем на плитах выше.

4.

7

На это плите третий вид орнамента. Крест хотя и здорово стерт но выглядет родным с надписью.
Надпись гласит:
« В лето 717? генваря... преставися раб божий Дмитрий Федоров сын Борисов»
Дмитрий почил между 1661 и 1670 годом.
Тут имеем третий вид флорального орнамента.

И наконец последнее две плиты

5.

9

Дату тут разобрать так же не удалось (но первые две цифы несомненно 71... т.е. между 1591 и 1690 годом) и кроме того тут мы видим уже попытку не пририсовать а замазать или сбить крест.
В общем не шуточные там были битвы традиций. :)

6.
8

Эта плита пострадала более всех, и интересна только четвертым видом орнамента и совсем уж явними следами подчистки, причем похоже отнюдь не в области даты. Впрочем это могут быть и просто следы механического разрушения ибо плита здорово обколота.

Итак, что мы можем сказать по поводу увиденного?

1. Все плиты которые удалось датировать по эпитафиям относятся к  60-м годам 17-го века т.е. непосредственно ко времени проведения реформы патриарха Никона.

2. Надгробия этого периода имеют старообрядческий крест. Т.е. в 17-м веке к моменту Раскола такая традиция существовала как минимум во Владимирской губернии и напрочь отсутствовала в Московской, о чем нам говорят находки Можайска и Звенигорода.

3. Орнаменты Борисоглеба имеют ярко выраженный растительный характер и различны по рисунку на большенстве плит. Т.е. налицо отсутствие тут какого-то жесткого канона. Подобные орнаменты так-же напрочь отсутствуют в Можайске и Звинигороде.

4. Качество исполнения вязи в целом сравнимо с можайским.


На этом пока все. Надеюсь было интересно :))




Tags: интересно, история Древней Руси
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments