Осознание важности осуществления тщательного информационного контроля российского интернет-пространства пришло к политическое руководству страны совсем недавно - вместе с непрекращающимся ростом аудитории российского сегмента, а также вместе с активизацией со стороны наших геополитических оппонентов деятельности, направленной на смену политического режима в РФ.
Ситуация кардинальным образом изменилась в середине двухтысячных годов, когда по постсоветскому пространству пронеслась череда цветных революций. Львиная доля актива протестных митингов в крупных городах стран СНГ собиралась посредством интернет-ресурсов социальной направленности, таких, как Facebook.com, Twitter.com и др. Перед российским государством встала задача активного участия в информационных войнах на просторах глобальной паутины.
Подавляющее большинство пользователей интернета даже не догадываются о том, что находятся под натиском профессиональной манипуляции. Однако, как показал период конца 2011 - начала 2012 годов, российские власти заранее готовили арсенал методов по нейтрализации технологий Шарпа в России. В частности, в интернет-пространстве была подготовлена когорта «контрреволюционных бойцов», способных сражаться с революционерами на их традиционном поле силы - в психологической войне. ...
Наиболее яркими примерами действующих на момент подготовки доклада интернет-движений, ориентированных на ведение информационных битв, являются "Интернет-смерш" (интернетсмерш.рф), "Интернет-ополчение" (ipolk.ru) и "Кибердружина" (social.ligainternet.ru). Эти объединения специализируются, прежде всего, на распространении огромного числа идейно выверенных пользовательских комментариев во "вражеских" социальных группах, форумах, блогах, аналитических порталах и т.д.
В России действия данных "отрядов" де-факто, если не заблокировали, то существенно ограничили распространение революционных идей. Например, благодаря их усилиям в российских социальных сетях было заблокировано несколько десятков групп экстремистской или сепаратистской направленности.
Завоевать ум обывателя несложно, если актор, его атакующий, единственен. Но если представлена и другая точка зрения, это становится намного тяжелее. Даже если человек не выберет ни одной из точек зрения, он бесполезен с точки зрения метода Шарпа. ...
Пожалуй, самым наглядным примером успешных действий в информационной войне со стороны отечественных спецслужб является дискредитация видных оппозиционеров посредством размещения в Интернете и на телевидении компрометирующих материалов: открытая и скрытая видеосъемка, аудиозаписи телефонных разговоров, взломанные ящики электронной почты, документы с печатью американского посольства, отчеты о проделанной работе и т.д. В открытом доступе оказались: секретные переговоры о схемах организации митингов между Геннадием Гудковым и Михаилом Рыжковым, телефонные разговоры Бориса Немцова со многими "коллегами по цеху", электронная переписка Алексея Навального, видеозапись встречи Льва Пономарева с японскими агентами и, наконец, нашумевший сюжет телекомпании "НТВ" о визите российских оппозиционеров в посольство США в Москве.
Параллельно с организацией "кибервойск" для противодействия угрозе цветных революций в России и публичного разоблачения своих политических оппонентов, властями был организован комплекс мер по удалению из российского интернета содержимого, способного нанести вред психике детей и молодежи или государственной целостности страны. В частности, было принято несколько законов, цензурирующих информацию в интернет-секторе Российской Федерации. Так, под цензуру Роскомнадзора уже успели попасть ресурсы kasparov.ru, grani.ru, ej.ruи navalny.livejournal.com.
Также Правительство РФ субсидирует деятельность некоммерческих организаций, занимающихся как пропагандой традиционных ценностей, национальной культуры, любви к отечеству, так и социально полезной деятельностью. Иногда создаются интернет-ресурсы, нацеленные на поднятие популярности государственной или военной службы, конкретных госорганов (полициябережет.рф), российской внешней политики (rt.com, cont.ws), отдельных законов (zakonoproekt2012.ru) и т.д. Эффективность таких мер пока не слишком велика, так как подобные веб-ресурсы легко теряются на фоне огромного множества сайтов, пропагандирующих западные или неолиберальные ценности. ...
На основе анализа зарубежного опыта регуляции интернет-пространства можно сделать вывод о том, что во многих странах развиты системы мониторинга и фильтрации контента в Интернете. В России, в отличие от многих государств, отсутствует закон, регламентирующий функционирование Интернета. В настоящее время в российском законодательстве действует только система блокировки веб-ресурсов на основании так называемого «черного списка сайтов». Однако, в силу неразвитости законодательства и отсутствия необходимых технических средств, что дает возможность использования анонимайзеров, его действие неэффективно. Например, популярный в прошлом портал неолиберального толка Grani.ruбыл внесен в список запрещенных сайтов, после чего был заблокирован всеми ведущими провайдерами, но де-факто ресурс продолжает функционировать и удерживать хоть и не столь впечатляющую, как раньше, но вполне стабильную посещаемость. Учитывая подобные обстоятельства, механизм регуляции российского сегмента Интернета должен становиться более комплексным. Государственным органам необходимо налаживать взаимодействие с провайдерами и операторами связи для предотвращения правонарушений в Интернете, а также стимулировать граждан к сообщению в уполномоченные органы о замеченных правонарушениях в Сети. Кроме того, российским властям следует обратить пристальное внимание на уже успешно применяемые за рубежом технические средства усиления защиты общества, преимущественно, детей, от вредного информационного воздействия в Интернете. ...
Как показывает проведенный анализ решения руководством России задачи регулирования интернет-пространства, основная эффективность достигается в деле противодействия внешним анти-государственным интервенциям, что неудивительно, так как они напрямую затрагивают вопрос самосохранения действующего политического режима. Главным объектом приложения усилий на этом поприще в ближайшем будущем должно стать активное продвижение собственной позиции в западном сегменте Интернета, подобно тому как в медиа-индустрии этим занимается телеканал Russia Today. Этот канал наглядно демонстрирует главную проблему, с которой будет сталкиваться Россия в информационных войнах в Сети: мало просто критиковать политику и ценности Запада - необходимо иметь свой четко очерченный мировой идеологический проект, содержащий в своем ядре примат социальных интересов над индивидуальными.
Способно ли на предъявление такой ценностной повестки действующее руководство страны, ведущее ее либеральным курсом? Для ответа на этот вопрос достаточно оценить эффективность деятельности государства по защите нравственности в Интернете. Приведенное в докладе сравнение систем фильтрации интернет-контента в России и за рубежом демонстрируют, что найденные во многих странах решения являются более действенными, чем решения Правительства РФ.
Для успешного отражения анти-государственных и анти-социальных угроз в Сети России ещё предстоит пройти долгий путь от принятия закона о регулировании Интернета до формирования собственного идеологического проекта, обращенного к миру. И роль российского обществе в этом процессе нисколько не меньше роли власти.
По Докладу эксперта Центра научной политической мысли и идеологии, к.т.н. Дмитрия Новикова на научно-экспертной сессии "Российский либеральный эксперимент: итоги и анализ".
Journal information