iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Интересное о фильме: "Горячий снег"

Оригинал взят у theallexbekk в Меня поражают мрази которые нами управляют вроде те-же фильмы смотрели,а мудаками стали...загадка)))
Оригинал взят у zihuatanexo в Где снимали "Горячий снег".


Зимой 1971—1972 годов в Новосибирскую область приехала съемочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с режиссером Гавриилом Егиазаровым. Задача стояла не из легких: за несколько зимних месяцев отснять полнометражный фильм о войне по роману Юрия Бондарева «Горячий снег». Забегая вперед, скажем, что в сроки не уложились. Но фильм к концу 1972 года был готов.



Почему фильм о Сталинградской битве решили снимать под Новосибирском? Во-первых, создатели картины надеялись на сибирскую долгую и многоснежную зиму. Вторым, и главным, аргументом оказалась помощь Сибирского военного округа: съемки обеспечили танками, пушками, автоматами, солдатским обмундированием.



Солдаты-срочники обслуживали пушки и танки, строили «деревню» из дощатых домиков, которые затем взрывались и горели в кадре. Кроме того, они принимали участие в съемках в качестве статистов — изображали немецких и русских солдат. По нынешним временам все это обошлось бы очень дорого. Не потому ли сейчас визит съемочной группы в наши отдаленные от столицы края — большая редкость?
В Новосибирске и области живут немало людей, которые так или иначе были связаны с этими съемками. Один из них — Борис СЕДОВ. Он знает о съемках больше, чем кто- либо другой, потому что в 1972 году именно Борис Александрович, в то время подполковник, занимался техническим обеспечением съемочного процесса. Он рассказал нашему корреспонденту о том, как проходили съемки.

Что осталось за кадром?

Зима в тот год оказалась на редкость холодной. Снимали в самый лютый мороз. Режиссер Егиазаров, сам фронтовик, говорил о том, что зима 42—43-го годов под Сталинградом была такой же суровой. Съемки шли с декабря до марта. Актеры мерзли жутко, в перерывах отогревались в двух специально установленных рядом с площадкой пассажирских вагонах. Но все же люди выдерживали, а вот аппаратура несколько раз ломалась. Приходилось останавливать съемки на 2—3 дня и самолетом доставлять из Москвы запасные детали.
Большинство сцен снимали на западной окраине поселка Чик. Некоторые из местных жителей даже участвовали в съемках. А когда киногруппа уехала, за поселком остались фанерные домики — часть киношной «деревни». Кстати, из фанеры построили даже вокзал — по сценарию его полагалось разбомбить.
В съемках были заняты 40 танков Т-34 и 16 орудий (артиллерийский дивизион). Их обслуживали специальные артиллерийские части СибВО. Половине танков пришлось играть роль немецких «фердинандов» и «тигров».



— Немецкие танки более тяжелые, — вспоминает Борис Седов, — поэтому мы делали из жести дополнительные конструкции, мастерили набалдашники на дульную часть ствола, так называемые «дульные тормоза». И кресты, конечно, рисовали. Для русских солдат на резервных складах Сибирского военного округа нашлось все необходимое: стрелковое оружие времен войны (автоматы и ручные пулеметы), овчинные тулупы, валенки. Обмундирование для «немцев» шили на «Мосфильме».
Далеко не все удалось найти на месте, многое везли из Москвы. Например, всю пиротехнику для взрывов. И живых лошадей.
— Во время Великой Отечественной артиллерия малого и среднего калибра была на конной тяге. Запрягали 4—6 лошадей, которые тянули пушки по снегу, — рассказывает Борис Александрович. — Лошади были нужны специально обученные. А при «Мосфильме» был конный батальон. По железной дороге привезли 30 лошадей в двух вагонах. Под Шилово сделали земляные укрытия, такие своеобразные конюшни, которые находились наполовину под землей. Они отапливались, и лошадям было тепло. А вот на улице они очень сильно мерзли. Их укрывали попонами, чтобы хоть немного согреть.
Однажды для съемок понадобились полевые мыши. Где их взять? Пришлось купить в одном из научных институтов 30 белых лабораторных мышек. Их мазали золой и в таком темно-сером виде запускали в окопы. Нескольких «артистов» удалось затем поймать и вернуть в институт. А остальные разбежались.
Морозная зима неожиданно рано закончилась. В марте очень быстро потекли ручьи и снег растаял. Чтобы доснять некоторые сцены, привезли целую машину нафталина. Запах был ужасный, но зрители впоследствии подмены не заметили.
Съемочная группа уезжала из Новосибирска в последних числах марта. Финал фильма снимали уже в Подмосковье в конце весны.
В последние годы «Горячий снег» нечасто показывают по телевизору. Появилось много новых фильмов о войне, образовался круг «хитовых» старых картин. И все же картина Гавриила Егиазарова — одна из лучших. Так считают многие участники Великой Отечественной, с которыми нам довелось разговаривать накануне юбилея Победы. А исполнительница главной роли Тамара Седельникова рассказала нам, как гордился фильмом и ролью дочери ее отец Анфим Васильевич. Фронтовик, в 1943 году ушедший на фронт 18-летним мальчишкой, он смотрел фильм десятки раз. И самой высокой оценкой было его мнение: «Это честная картина!»

Владлен БИРЮКОВ, народный артист России, актер Новосибирского театра «Красный факел», лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых:
— Для меня «Горячий снег» стал первой работой на большой киностудии. До этого я снимался только в фильме-опере «Алкина песня», который делали новосибирские кинематографисты. И хотя роль старшины Скорика совсем небольшая, всего три эпизода, но именно после «Горячего снега» меня заметили и стали приглашать на другие картины.
А вообще, из-за того что съемки шли здесь, режиссер Гавриил Егиазаров снял во всех небольших ролях новосибирских актеров. Например, наш краснофакелец Миша Стрелков сыграл старого вояку.



Михаил Стрелков крайний справа.

Тамара Седельникова из «Глобуса» вообще в главной роли снялась. Была на «Мосфильме» помреж Валентина Щапова, которая, кстати, потом работала на «Вечном зове». Она перед съемками приехала из Москвы со своими помощниками, чтобы найти подходящих актеров. Они жили в гостинице «Новосибирская», которая находилась на улице Ленина, и ходили по театрам. Сначала фотографии смотрели, спектакли, затем уже лично знакомились, предлагали сняться.
Сами съемки были очень трудными. Зима выдалась на редкость суровой. Лошади замерзали, не только люди. А ведь батальные сцены всегда делаются очень длительно. Масса техники, танки. Пока все расставят по местам, отрепетируют… Кстати, доснять так и не успели, зима кончилась. Как-то внезапно снег растаял. Съемочная группа уехала, а потом, уже в мае, доснимали в Алабино под Москвой. Жара стояла дикая! Я хотя бы в шинели был, а ребята вообще в тулупах. Но мы как-то с легкостью все переносили. Молодые были, задорные.



Тамара СЕДЕЛЬНИКОВА, заслуженная артистка России, актриса новосибирского молодежного театра «Глобус»:
— У нас в театре был спектакль «А зори здесь тихие», я играла Лизу Бричкину. В один из вечеров пришли москвичи из съемочной группы. На меня обратили внимание и пригласили на фотопробы на «Мосфильм». Делали очень много кад-ров: и в костюмах, и без, и в движении. Через месяц снова пришлось лететь в Москву: вызвали на кинопробы.
Я точно не знаю, сколько актрис пробовались на роль Тани и были ли среди них известные. Но претенденток было много, это точно. Первые пробы у меня были с Тараторкиным, а вторые — с Николаем Еременко. С ним нас потом и утвердили. Кстати, в костюмерной мне выдали тулуп, который только-только сдала Анастасия Вертинская, которая как раз снималась в другом военном фильме.
Коля Еременко был очень легкий партнер. Мне он казался просто гениальным. Так же как Боря Токарев. Это была замечательная пара киногероев, и в жизни — очень свободные, простые в общении, с большим чувством юмора. Они окончили студию Сергея Герасимова, и, хотя «Горячий снег» был одной из первых их киноработ, было ясно, что дорога для них открывается широкая. Но никакого высокомерия по отношению к провинциальным актерам не было.
Заканчивали фильм в мае. В подмосковном Алабино засыпали мелом и известкой огромный участок. В последней сцене, когда моя героиня погибает, Коля Еременко несет меня на руках. Я была в валенках, тулупе, а вокруг уже лето. И вдруг чувствую, на нос сел комар. А я даже пошевелиться не могу, чтобы его смахнуть. Можно было, конечно, сделать другой дубль. Но сцена смерти Тани тяжелая, не очень приятная, переснимать не хотелось. Так что пришлось терпеть. Сняли с одного дубля. Так эта сцена в фильм и вошла — с комаром на носу. Зрителю, конечно, это не заметно, а я знаю, где он сидит.

http://www.kp.ru/


Tags: интересно, кино
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments