От иудеахристианство, через арианство, несторианство, пелагианство, монофизитство, монофелитство и вплоть до Великого разделения Церкви, её формулировки и оросы оформлялись и цементировались. Выделим два элемента оказавших существенное влияние на генезис и ортодоксальное определение тех или иных догматических и канонических "столпов веры".
1) Соборное мнение и единство отцов;
2) живое предание Церкви и святоотеческое вЕдение "глубин тайн Божих".
Разберём их. Во-первых, мнение большинства. Как показывает история - большинство придерживается ложных мнений. Большинство верило, что мир стоит на трёх китах, что земля имеет край, что солнце вертится вокруг земли, что богов много, что бог - есть мир или -я- и т.д. Носителями истинного знания всегда являлись одиночки. Таким был и Христос. Церковная история знает интересный прецедент, когда на всем христианском Востоке (Запад я не беру в расчёт, поскольку его не так "колбасило", как Восточную часть империи), единственным православным епископом был св. Афанасий Великий. Вообще, мнение большинства мне представляется всегда опасным. Как говорил известный Савонарола о подкидывавших в костер, на котором его живым сжигали тогдашние представители Церкви, "святая простота". То же большинство, кричит: распни, хальт, вождь, бей, убивай, жги и т.д. Одним словом, большинство и стихийная масса подкрепляющая некое истинно-правильное мнение - есть бесконечное мнение нулей. Не знаю как вы, но я боюсь мнения большинства. Может поэтому большинство достигших мудрости и святости людей предпочитали уединение и затворничество. В крике большинства - не слышно ... СЛОВА. Как справедливо отмечал Хосе Ортега-и-Гессет, любая идея может быть только тогда воспринята широкими массами, когда сами массы уже готовы и способны к её восприятию. А это очень редкое историческое явление.
Приведу в пример, очень интересный и малоизвестный исторический факт. Например, истинным вдохновителем первого крестового похода был не римский Папа (наместник Христа на земле. Не фига себе какая мифологема!), не король - помазанник бога на земле и даже не харизматичные священники – им оказался нищий отшельник Петр Амьенский, которого также называли Петр Пустынник. Он странствовал по святым местам, посетил Голгофу и Гроб Господень и был искренне огорчен, видя, какие притеснения терпят христиане. По легенде, во время пребывания в Иерусалиме Петру Пустыннику приснился сон – ему явился сам Иисус и повелел возвращаться домой, собрать армию и вернутся в Палестину, чтобы освободить христианские святыни и братьев по вере от мусульманского ига.
Петр отправился к местному патриарху и заставил его написать письмо к Папе с мольбой о помощи. С этим документом паломник решил пробраться в Рим и вручить его самому Папе. Миссию свою он выполнил, а затем, надев рубище, босиком и с крестом в руках двинулся по дорогам Европы, призывая своих единоверцев в поход для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, считали Пустынника святым и почитали за счастье отщипнуть хоть бы клочок шерсти со шкуры его ослика на память. Так Петр Пустынник распространил идею о крестовом походе среди широких слоев населения.
Наслушавшись его страстных проповедей и прознав об обещании Папы простить долги и обеспечить прямой путь в рай, тысячи людей – крестьян, бедных ремесленников, нищих, юродивых – зимой 1095-1096 гг. двинулись в крестовый поход. Они либо вовсе не имели оружия, либо были вооружены ножами, лопатами, косами. Возглавили поход Петр Амьенский и Вальтер Голяк (Готье-нищий). Эти беспорядочные полчища становились настоящим бедствием для жителей тех территорий, по которой они проходили. Орда, численностью больше 120 тысяч человек под руководством нескольких примкнувших к этому движению дворян не побоялась даже начать открытую войну с венграми. Правда, примерно для половины крестоносцев эта война оказалась последней. Остальная часть разношерстной толпы достигла Константинополя, но многие погибли по дороге. Петр Амьенский во главе отряда численностью около 40 тысяч человек добрался до столицы Византии и хотел дождатся здесь дворянского войска. Однако вдохновленная им толпа требовала немедленного выступления. Делать было нечего – Петр повел людей на Иерусалим. Но далеко им уйти не удалось – отряды сельджуков почти полностью перебили крестоносцев, а уцелевших взяли в плен. Сам Петр успел вернуться в Константинополь. Таким образом, еще до выступления в Первый крестовый поход настоящей армии за Гроб Господень погибло более 100 тысяч человек.
Теперь о втором. Переданное, через единую экклессию ... ПРЕДАНИЕ. Нужно отметить, что сегодня, экклезиология наиболее актуальная тема и не только для рафинированных христиан. Не только потому, что мы живём в апостасийное время. Но и потому, что современная Церковь пытается выстроить по новому (точнее, облечь вечные истины в более понятные внешние формы) отношения со стремительно дегенерирующим современным обществом и говорить с ним на понятном для этого безумного общества языке. Но вернусь к Преданию.
К сожалению, оно также не является панацеей от возможного РАСКОЛА. Предание Западной и Восточной Церквей имело ОДИН источник - Христос. И что мы видим? Да всё то же. ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ - 1054 года. Сейчас не суть кто виноват и кого за это надо сжечь на условном интернет-сетевом ... костре. Главное, что предание столь же различно как и ... мнение большинства. Переданное предание обладает одним существенным недостатком, если конечно с ним работает церковная СИСТЕМА, оно костенеет и черствеет. Для любой Системы, формализм - обратная сторона медали. Когда живые, личностные отношения между душой и Богом стандартизируются (спасибо культовым формам), загнать в "прокрустово ложе" правил ментально-этнического благочестие, оно просто каменеет, чахнет и вянет. Такие уродливые черты обрело христианское предание на Западе перед Великой Реформацией, такое же ПЕРЕДАННОЕ ПРЕДАНИЕ, оно обрело (безусловно, без западных крайностей) и у нас в России - перед Великим Церковным Расколом.
Великий русский Раскол, по словам Л. Тихомирова, обнаружил. Что мы, русские, "сами не знаем, во что веруем, и, чтя одних и тех же святых, одну и ту же Апостольскую церковь, - считаем друг друга погибшими, отлучёнными, преданными анафеме или антихристу".
Раскол, поставил вопрос и о религиозной истине, а именно, чем она определяется – решением церковных властей или преданностью (= переданному преданию русской церкви) и верностью православного народа своим старым традициям = обрядам и духовным корням.
Journal information