iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. С праздником, христиане!



Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

***

В памяти исторической и народной Сергий Радонежский остался, по словам Георгия Федотова, «гармоническим выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического».

Русь, Россия XIV века представляла собой землю, раздираемую конфликтами, противоречиями и войнами. И святой Сергий явился одним из лидеров того времени, которые привели нашу страну к единству, независимости и величию.

Безусловно, он был прежде всего лидером духовным. Как пишет Василий Ключевский: «Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее». Но, что интересно, его дела на политическом и экономическом поле заслуживают не меньшего внимания. Так, например, по свидетельству того же Ключевского, система монастырских обителей, которая стала складываться под влиянием преподобного Сергия, стала экономической системой: «Многочисленные лесные монастыри становились здесь опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость».

Все исторические аналогии грешат натяжками и надуманностью, но, обращаясь к житию Сергия Радонежского, вольно и невольно так и хочется провести параллели с днем сегодняшним.

Во времена жизни святого Русь пыталась обрести себя после «материального и нравственного разорения» Орды. По убежденному мнению Ключевского, «одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения», и русский народ подтвердил эти слова.

Москва, московские князья через кровь, через убеждение смогли собрать в своих руках «материальные, политические силы русского народа», получить первенство в соперничестве с Новгородской и Псковской республиками, с Тверским и Рязанским княжествами, которые в своей политике часто ориентировались на Орду.

Сергий Радонежский не стоял в стороне. По просьбе митрополита Алексия он едет в Нижний Новгород к рассорившимся братьям-князьям, чтобы заставить покориться противника Москвы, младшего, где закрывает все храмы, чтобы вынудить князя к подчинению. Святой Сергий уговорил перейти в подчинение Москве удельных князей – Ростовского и Суздальского. Он «тихо и кротко» склоняет к примирению с великим князем Дмитрием Донским рязанского князя Олега, воевавшего на стороне ордынцев на поле Куликовом.

Со школьной скамьи мы помним благословение преподобным Сергием Дмитрия Донского и двух иноков – Осляби и Пересвета (как считается, единственный пример русского рыцарства) на битву с Мамаем. И пусть современные эксперты сомневаются в историчности этого факта, символизм его предельно ясен и поэтому жив до сих пор.

700 лет пролетели, и снова на землях русских междоусобица. И представляется мне, как игумен Сергий Радонежский увещевает князя Киевского, благословляет воинов на борьбу с Ордой. Но не слушают его, а в ответ и санкции ордынские налагают. Но что святому санкции?

И кто сегодня слушает святых? (http://politobzor.net/show-28197-sankcii-protiv-sergiya-radonezhskogo.html)


По теме:

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ КАК РУССКИЙ ИДЕАЛ СВЯТОСТИ Ч I
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ КАК РУССКИЙ ИДЕАЛ СВЯТОСТИ Ч II
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ КАК РУССКИЙ ИДЕАЛ СВЯТОСТИ Ч III




Tags: преп. Сергий (Радонежский)
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment