iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Ну и отправьте их в Вальхаллу!

«Если кто-то из нас погибнет в бою, то в Вальхалле нас ждут наши предки!» – кричит высокий мужчина, одетый во все черное, стоя перед выстроившимися перед ним в шеренгу бойцами. Это не кадр из фильма про викингов и не сценка со сбора реконструкторов Средневековья. На Софийской площади в центре Киева принимает присягу новая очередь батальона специального назначения «Азов», и ораторствует перед добровольцами командир этой части – Андрей Билецкий, более известный среди своих соратников как «Белый вождь».

Перунова рать Запорожья

«Еще четыре месяца назад он сидел в харьковском СИЗО по обвинению в экстремизме и покушении на убийство, а теперь воюет против сепаратистов в Донецкой области», – так лаконично описала 17 июня с.г. Билецкого, вождя неонацистской Социал-национальной ассамблеи, «Украинская правда». Сам он поведал в интервью этому изданию, что, собственно, «Азов» вырос из присоединившихся к нему, Билецкому, после освобождения 24 февраля «активистов правых организаций и футбольных ультрас». В марте они вели бои на улицах Харькова с пророссийскими активистами, апогеем которых стала бойня на Рымарской улице: при штурме здания, где забаррикадировались ультраправые, они застрелили двух человек, после чего были задержаны милицией. Но вскоре оказались на свободе, а в первых числах мая, как утверждает Билецкий, ему удалось убедить и.о. министра внутренних дел Украины Арсена Авакова легализовать его бойцов и выдать им оружие.

8 мая батальон, состоявший тогда из 60 человек, был спешно переброшен в Мариуполь и принял участие в первой попытке штурма города, закончившейся гибелью десятков мирных жителей. 13 июня «Азов», разросшийся до 250 человек, участвовал во втором штурме Мариуполя, а затем перебазировался на рубежи самопровозглашенной Донецкой народной республики. При этом, отметил Билецкий, официально его батальона вроде бы и не существует: «У нас есть одна официальная рота, бойцы которой оформлены как сотрудники МВД. Остальные пока добровольцы, но даст бог, оформимся когда-то все официально».

На описанном выше смотре на Софийской площади добровольцы «Азова» горячо поддержали своего «Белого вождя», начав скандировать: «В Вальхаллу! В Вальхаллу!»

Идеи язычества многим из них – по примеру западноевропейских неонацистов – явно близки, хотя родная славянская и германо-скандинавская мифология переплетаются до степени неразличения. Из групп Социал-национальной ассамблеи в соцсетях известно, что 22 июня бойцы ее отделения в Запорожье – в форме и со знаменами – приняли участие в праздновании Купалы на острове Хортица, проводимом языческим объединением «Русское православное коло» (неоязычники свободно прилагают к себе термин «православный», ибо так якобы называлась древнеславянская религия). На сайте и в аккаунтах этого языческого объединения идет сбор денег «на поддержку воинов-родноверов» в батальоне «Азов», причем эта часть именуется ими не иначе как «Перуновой ратью».

Девиз влившейся в «Азов» неонацистской группировки Misanthropic Division – «Убивать за Вотана» (нем. Toten fur Wotan). В поддержку батальона выступают и музыкальные группы неоязыческой ориентации: в прошедшем 13 июля в Харькове концерте для добровольцев «Восточное братство» принял участие целый ряд подобных коллективов, включая культовую для украинских неонацистов группу «Секира Перуна» (укр. «Сокира Перуна»). Некоторые из языческих групп в последние месяцы выпускают композиции в поддержку «Азова», украшенные символикой батальона (рунический символ «волчий крюк» на фоне «черного солнца») и изображением «черных человечков», как неформально именуют себя бойцы этой части в антитезу «зеленым человечкам», действовавшим в марте в Крыму в поддержку присоединения полуострова к России.

Праворадикалы из подобных группировок есть и в других батальонах на востоке Украины. Так, в батальоне «Айдар», действующем в Луганской области, целый взвод состоит из входящей в «Правый сектор» группировки «Белый молот». Символика этого возникшего в 2013 году в Киеве объединения апеллирует к неоязычеству, например, содержит изображение популярного среди поклонников скандинавской мифологии «молота Тора», увенчанного головой норманна в боевом шлеме. Уже на майдане в его ряды влились более мелкие неонацистские группировки, например отряд «Викинги». Опекает бойцов «Белого молота» руководитель языческой организации «Великий огонь» Геннадий Боценюк, который даже называет себя в интервью различным СМИ «духовником Правого сектора».

Партия Иисуса Христа на передовой

Как это ни удивительно, но плечом к плечу с этими радикальными неоязычниками воюют и ультрас из христианских группировок. Пятой ротой батальона значится «Сотня Иисуса Христа», насчитывающая около 60 человек (примерно четверть всего батальона), сформированная партией «Братство» Дмитрия Корчинского. «Слава Иисусу Христу!» – такое приветствие звучит на смотрах роты, свидетельствуют побывавшие в расположении «Азова» журналисты.

Корчинский – самый известный и эксцентричный экспериментатор на националистическом поле Украины. Став de facto в 1991 году у руля партии «Украинская национальная ассамблея» (de jure он был лишь одним из полевых командиров ее военизированного крыла – Украинской национальной самообороны), уже в 1993 году он сменил ее идеологию на радикальный микс из пропаганды «Красных бригад», «Сендеро луминосо» и прочих левацких движений, так как классический «бандеровский» национализм казался ему слишком мирным и добропорядочным. «Наша задача – превратить политическую ситуацию в военную, – призывал Корчинский. – Заговорщики и сектанты всегда боролись с государством с целью самим стать государством. Сегодня это противостояние составляет последний смысл истории». Однако его соратники по УНА-УНСО оказались не готовы к бесконечным радикальным переменам, и в 1997 году Корчинский покинул их, инициировав в 1999 году создание «Братства». Правда, зарегистрировал новую партию украинский Минюст только в августе 2005 года. «Мы живем в эпоху исламской революции, и мы знаем по прошлому опыту, что революции всегда побеждают, – презентовал в ноябре 2005 года идеологию своей партии Корчинский в интервью изданию Ukraine daily. – Наши дети будут ходить в мечети, если мы не поднимем революцию христианскую… Нам сейчас нужна православная «Хезболлах», православный джихад, нам нужно быть круче христианами, чем они мусульмане». В программных документах организация прямо уподоблялась ливанской «Партии Аллаха»: «Братство» – это партия Иисуса Христа».

В августе 2005 года Корчинский, лично руководивший боевиками УНА-УНСО, захватывавшими в начале 1990-х годов храмы для Киевского Патриархата, перешел в Московский Патриархат. По его словам, «сейчас наиболее правильно политически настроены епископы в Московском Патриархате, а в Киевском и во всех иных альтернативах сидят епископы, которые ориентированы на заигрывание и союз с прозападными силами». Легализация при ставшем президентом Викторе Ющенко в «мягком» варианте национализма антисистемщику Корчинскому («Я неспособен реализоваться в нормальных условиях», – как-то признался он) была неприятна. Он разошелся с наследниками ОУН (вроде официального правопреемника этой организации – Конгресса украинских националистов), вошедшими к тому времени в ряды президентского блока «Наша Украина». С другой стороны, вождь «Братства» мог питать надежды на помощь Москвы в противостоянии с победившими оранжевыми. Вспомним, что 19 июля того же года он провел мастер-класс в лагере прокремлевского молодежного движения «Наши» на Селигере – на тему «противодействия уличным беспорядкам». В чем в чем, а в этом Корчинский знал толк – 18 июля 1995 года его бойцы дали полноценный бой киевскому «Беркуту» на Софийской площади в Киеве во время похорон главы Киевского Патриархата митрополита Владимира (Романюка). За его ценный опыт можно было простить бывшему вождю УНА-УНСО и отряд «Викинг» в Чечне в 1994–1995 годах, и штурм Киево-Печерской лавры 19 июня 1992 года.

Кроме того, «Братство» после победы первого майдана пережило резкий всплеск численности, умело привлекая в свои ряды борцов с оранжевыми, которым антимайданные партии не могли предложить каких-то вариантов уличной радикальной политики. Мощное отделение «Братства» появилось тогда в Донецкой области (как в областном центре, так и в иных населенных пунктах), менее многочисленное – в Луганске, а также в Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Крыму, Николаеве, Одессе и т.д. В ряде городов под этот бренд переходили ранее возникшие антимайданные организации – такие, например, как «Славянская гвардия» в Запорожье. В рядах партии, по данным «НГР», состояло тогда по всей Украине не менее трехсот хорошо подготовленных, мотивированных и готовых к «прямому действию» активистов.

Впрочем, такой уровень «Братству» удержать надолго не удалось. В последующие годы оно численно «обвалилось» на порядок, удержав в своих рядах лишь актив в Киеве и еще ряде городов. Дело в том, что «тараканы в голове» у Корчинского остались прежними, что проецировалось на его религиозные взгляды. «Детки должны знать, что посох у доброго дедушки Мороза (он же святой Николай) для того, чтобы разбивать головы еретикам, – писал он в январе 2006 года на сайте своей партии. – Он… сидел во время гонений императора Диоклетиана на христиан. Тогда практически не было не сидевших и не претерпевших пыток епископов. Поэтому среди них встречалось много выдающихся людей. Достойно таскал колодки – достойно будешь носить панагию». (Вспоминается его же сочинение «Война в толпе» (1998): «Когда тебе скажут, «это философ», спроси, по какой статье он сидел? Когда скажут – «это поэт», спроси, где он воевал?»)

Явно ожидаемые им плюсы от сотрудничества с Московским Патриархатом быстро получить не удалось – и Корчинский начал искать новую Церковь, причем, что немаловажно, каноническую. Рассматривались разные варианты, вплоть до Антиохийского Патриархата, но все это было далеко, и в итоге в августе 2006 года Корчинский объявил о переходе партии под духовное руководство Русской Православной Церкви Заграницей (напомним, подписание Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ состоится лишь 17 мая 2007 года). Как заявил он интернет-изданию «Высокий вал», это стало идеальным вариантом для преодоления разделения симпатий его партийцев между Киевским и Московским Патриархатами: «Мне надоело мирить наших братьев, и я сказал: вот есть «зарубежники», каноничнее не бывает». Тем более, по словам Корчинского, сам он с частью «братьев» является членом киевского прихода этой Церкви, который за неимением культового здания… базировался непосредственно в офисе «Братства».

«Членов «Братства» массово отправляли в одесскую семинарию РПЦЗ, чтобы они получили там богословское образование и далее стали священниками, – рассказал «НГР» источник в РПЦЗ. – Большинство из них, конечно, обучения не выдержали и сбежали или были отчислены, но несколько в итоге получили хиротонию». По его словам, из Киева в региональные отделения партии даже «спускали разнарядку» на посещение богослужений, и «братьям» приходилось искать хоть каких-то священников и просить их формально записаться в РПЦЗ. Конечно, возникавшие таким образом «приходы» имели мало общего с тем, что обычно подразумевают под церковными общинами. Это скорее был некий аналог авторитарной партии в формате религиозной секты.

Однако в мае 2007 года представлявший РПЦЗ в Украине митрополит Одесский и Таврический Агафангел (Пашковский) был запрещен в служении в связи с публичным оспариванием подписания Акта о каноническом общении с РПЦ, на что ответил созданием собственной версии РПЦЗ. «Братство» вместе с ним снова оказалось вне канонического по церковным понятиям мира.

Ультрас в своей стихии

А вот что касается войны – это подлинная стихия Корчинского. Вместе с несколькими своими старыми соратниками по УНСО, воевавшими с ним в Приднестровье, Абхазии и Чечне, он превратил свою малочисленную партию (ее численность в последние годы не поднималась выше 30 человек) в некий элитный боевой отряд, обученный как военному делу, так и рукопашному и ножевому бою. Свои боевые качества «братья» показали 12 апреля 2007 года, когда 30–40 членов националистических организаций (Молодежный националистический конгресс, «Украинская альтернатива», «Патриот Украины» и т.д.) попытались сорвать лекцию Корчинского в офисе «Братства». Всего три «братчика», используя ножи и прочие подручные средства, в течение нескольких минут выкинули провокаторов из помещения, нанеся пятерым из них тяжелые ранения. Что интересно, избит был в тот день в числе провокаторов и Владимир Шпара – один из нынешних ротных «Азова». Сейчас, правда, это никак не мешает их боевому содружеству с созданной Корчинским «Сотней Иисуса Христа», равно как и уже описанные выше симпатии социал-националистов к язычеству.

Их сближение логично произошло на основе общей мобилизации праворадикалов с началом Майдана, в котором они увидели предвестие давно ожидаемой «национальной революции». 1 декабря 2013 года, когда толпы ультраправых прорывались через кордоны внутренних войск к администрации президента Украины, там были и Корчинский, и идеолог социал-националистов Олег Однороженко, а ряд штурмовиков даже щеголяли повязками с символикой партии Билецкого. Либеральная аудитория протеста вместе с системными националистами сразу же окрестила участников боев на Банковой «провокаторами», но и для Корчинского, и для социал-националистов это не впервой. В начавшейся стихии насилия они быстро нашли себя, оттеснив с передовой умеренные силы протеста. В ряды «Азова» и Социал-национальная ассамблея, и «Братство» мобилизовали и свой актив, и сторонников, появившихся у этих движений начиная с нулевых годов. Это и футбольные фанаты, и студенты, и участники вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве 90-х годов.

Командует «Сотней Иисуса Христа» батальона «Азов» 26-летний Дмитрий Линько, руководитель одесского отделения «Братства». В организацию, по его словам, он вошел еще в 17 лет. В 2008 году он был одним из организаторов первого марша УПА в Одессе – вместе с представителями УНА-УНСО и вошедшей затем в Социал-национальную ассамблею ультраправой группировки «Слава и честь». После озвученных в 2009 году заявлений о скором начале революции Линько скрывался за рубежом и, как сообщил в июле с.г. интернет-изданию Vocativ, «помогал революциям в других странах: принимал участие в протестах в Москве, был в Каире в январе 2011 года (во время революции пирамид. – «НГР») и в Стамбуле в мае-июне 2013 года, когда были протесты на площади Таксим». «В Стамбуле несколько дней я участвовал в боях против турецкой полиции», – добавляет он. Сегодня он и подобные ему национал-революционеры разных мастей надеются построить с автоматом в руках новую страну – по своим собственным идеологическим лекалам.


Владислав Мальцев
Источник: "НГ-Религии"


Tags: религия и политика
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments