Социальный статус человека стал считаться признаком его благонадежности, не его душа, не его талант, не его самобытность, но происхождение и место в общественной иерархии. Для россиянина, жителя Москвы или Санкт-Петербурга прожить первые 20 лет ХХ века означало пережить апокалипсическое время, на которые наводили обе русские революции и первая мировая война. Для кого-то это время – бич Божий за отступление от Христа, для кого-то- время великих революционных преобразований, для кого-то кровавый бессмысленный кошмар.
«Однако назвать этот век веком-трагедии было бы не совсем верно – на него лишь пришлась развязка трагедии, которая начала разыгрываться в Европе,- трагедии отпадения человека от Бога. Это итальянско-французское Возрождение и немецко-голландская протестантская революция. Их мировоззренческий аспект состоял в переходе от теоцентрической к антропоцентрической картине мира. В России все произошло на триста лет позже. Первый сокрушительный удар духовной силе России нанес Петр, запретив брать в монастыри молодых, сильных и годных для государственной службы людей, которые могли посвятить себя молитвенному подвигу. Монастыри на Руси обычно состояли из цвета нации. Поэтому и образование, и просвещение, и духовное воспитание в допетровской России шло от монастырей. Далее Петр ликвидировал патриаршество и подчинил Церковь Синоду, который был одним из департаментов государственного аппарата. Институт Церкви стал превращаться в нечто казенное и официальное. Церковь стала ассоциироваться с бюрократическим аппаратом и монархией. В связи с этим в Х1Х в. огромная часть населения России - вся интеллигенция и те наиболее чуткие и беспокойные натуры из простого народа, которых можно охарактеризовать евангельской фразой «алчущие и жаждущие правды»,- начала покидать Церковь и искать эту самую правду в других местах: интеллигенты – в толстовстве, ницшеанстве, оккультизме, символизме, декадентстве, а простые люди – в бесчисленных расколах и толках. Последние годы ХIХ века в словаре Брокгауза и Эфрона названы «эпохой разброда и искания новых идеалов»(с.648). И тогда идеи марксизма и социализма оказались кстати, чтобы заполнить образовавшийся идеологический вакуум. Не случайно Запад выбрал капитализм – власть денег, а Россия – социализм – идею царства справедливости на Земле. Расцерковленное русское сознание обратилось к тому, что напоминало когда-то любимое и близкое, а именно царство Божие. Марксизм предлагал царство правды, только не на небе, а на земле, и последние должны были стать первыми. И конечно огромным достоинством марксизма было то, что он выдавал себя за научную теорию. А наука в то время уже обладала высшим авторитетом (В.Н.Тростников, Путь России в двадцатом столетии, изд-во «Чудесная Россия»,2001, с. 4).
Как осмысливали это время современники, многие из которых потом оказались в эмиграции, в ссылке, были уничтожены? Весьма интересна позиция русских религиозных философов, мыслителей, так или иначе связанных с православием, в чьих мыслях отразился христианский взгляд на происходящие события. Мы давно знакомы с коммунистической трактовкой прошлого нашей страны, но это очень односторонний взгляд, который упрощает все до предела. Русский религиозный ренессанс, который пробудил русскую интеллигенцию, обратил ее взор на христианство переносит эти события в иную плоскость, а именно духовную. Поэтому взгляд русских мыслителей оригинален, выходит за рамки общепринятого.
Отец Сергий (Булгаков), Николай Бердяев, Семен Франк, Евгений Трубецкой, Отец Валентин (Свенцицкий), и др. были свидетелями и участниками разворачивающихся событий. Некоторым из них были симпатичны идеи марксизма, идеи социальных преобразований общества, само христианство вполне казалось совместимым с социалистическими идеями равенства, братства. Но кровавая сторона революции впоследствии разрушила иллюзии и несбыточные надежды. (Однако идея слияния социализма и христианства продолжала жить и нашла продолжение в умах обновленческих лидеров православной церкви, которым это было выгодно, поскольку они тесно стали сотрудничать с новой властью).
Труды и публицистика русских религиозных мыслителей («Вехи», «Из глубины»), посвященные анализу состояния мира начала ХХв., свидетельствуют о глубоких переживаниях авторов за судьбу России. Они ищут ответы на глубинные вопросы: где кроются причины революции? Почему рухнула монархия? Почему борьба за торжество справедливости вылилась в жестокий грабеж, убийства, истребление Церкви, всего того, что связанно с именем Христа? Что будет с Россией? Как в такое время сохранить веру, как строить отношения с безбожной властью? Их позиция тем более интересна нам, поскольку долгое время их творчество было для нас не доступным. И в связи с этим прошлое представлялось нам совсем в ином свете. Сейчас мы можем их глазами, их чувствами пережить все то, что творилось в недалеком ХХв. И представить развернувшуюся перед нами картину в более полном объеме и во всех красках.
Возможно, повторюсь, если скажу, что русская революция – это не внезапный социальный взрыв. Практически весь ХIХ в. оказался непосредственной подготовкой к событиям ХХ в. Война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права, развитие промышленности, доступность образования, освоение западных философских идей, падение авторитета церкви и правительства, развитие демократической, антиправительственной прессы, публицистики, дешевой литературы, кинематографа – все это привело к высвобождению личности, к отпадению от традиционных ценностей. С.Франк, задаваясь вопросами: «Откуда же взялась русская революция? Какие силы ее породили?» отвечает в своей работе «Из размышлений о русской революции» таким образом: «Когда вглядываешься теперь в прошлое, наученный настоящим, становится сразу же ясно одно: русская революция началась не в 17-ом году, и не в 1905 году. Идеологически она идет по меньшей мере от декабристов, и уже совсем явственно от Белинского и Бакунина. Как общественное движение, как выступление и продвижение вперед нового общественного слоя, с резко оппозиционным настроением и с разрушительными в отношении старого порядка тенденциями, она начинается во всяком случае уже в начале второй половины ХIХ века, в конце 50-х и начале 60-х годов».
Весь ХIХ век пытается ответить на вопросы: как жить, как спасти Россию от саморазрушения. В тайных кружках и салонах идут горячие споры по поводу политической системы, которая может вывести страну из тормозящего ее экономическое развитие и губящего ее политическую мощь крепостного права. Поражение в Крымской войне вызвало волну недовольства правительством.
Статус великой державы обязывал правительство России предпринять экономические, социальные и политические реформы в масштабах государства. Однако освобождение крестьян, на мой взгляд, было делом в первую очередь христианского милосердия, а потом уже необходимого государственного акта. Государство, именующее себя Православным, вступило в фазу кризиса, его православная идеология расходилась с реальным порядком дел, с реальным положением русского народа. Свобода и право на землю, данные человеку от Бога, нигде так жестоко не попирались, как в России. Царь был перед выбором – действительно освободить свой народ, дать ему право свободно жить и трудиться на благо государства или дать ему такую свободу, за которую народу еще раз придется платить потом и кровью. Некоторые деятели, понимая, что реформа, которая была выработана правительством, воспримется народом- как ложь, просили царя вообще не освобождать народ. Князь Орлов, председатель секретного комитета по крестьянскому вопросу, почти на коленях умолял государя «не открывать эры революции, которая поведет к резне, к тому, что дворянство лишится всякого значения и, быть может самой жизни, а Его Величество утратит престол».
P/S.
«В 1911 г. полковник Генерального штаба князь Багратион писал, что из трех парней трудно выбрать одного пригодного для службы, а сорок процентов новобранцев, как оказалось, впервые в жизни ели мясо, поступив на военную службу…»
«с 1908 по 1913 годы в стране было зарегистрировано около двадцати двух тысяч крестьянских выступлений. Революционная агитация тут совершенно ни при чем… Каждое третье крестьянское хозяйство – безлошадное, пахали на себе. Средства обработки земли – 5,5 млн. железных плугов, 3,6 млн. деревянных плугов, и 8 млн. деревянных сох…»
"На 1914 год, в стране более 14 037 000 эпидемиологических заразных больных, в острой форме – туберкулез, триппер, сифилис, проказа, холера, тиф. И более 12 000 000 латентных носителей. Зарегистрировано лишь в Европейской части – в отдаленных областях Великой Империи регистрировать некому, туго с и докторами, и с фельдшерами."
"В 1912 году в России было 1747 металлообрабатывающих предприятий – от фабрики до мастерской, с 283 771 работников. Часть из них не производили никакого товарного продукта – трамвайные, вагонные и паровозные депо, судоремонтные заводы. В Германии тогда же – 2 086 368 фабрик и механизированных мастерских и 10 852 873 работников."
"главным торговым партнером на Западе у России была Германия, в 1913 предвоенный год 30% всего российского экспорта, до 47% (практически половина) всего российского импорта за несколько лет – приходилось на Германию, а с учетом Австро-Венгрии – более половины."
справка из книги М.Галицкого «Иностранные капиталы в русской промышленности перед войной» (М., 1922): «Добыча угля в 1912 г. на рудниках 36 акционерных обществ Донбасса составляла 806,78 млн. пудов. 25 АО имели почти исключительно иностранный капитал, они добывали 95,4% угля от добычи АО. Правления 19 АО из этих 25 находились в Бельгии и Франции. В руках иностранных обществ было свыше 70% общей добычи угля в Донбассе… Около 90% добычи платины в России находится в руках иностранных компаний… Помимо концентрации свыше 3/4 торговли нефтью в России, иностранные финансовые синдикаты располагали в 1914 г. собственной добычей нефти в размере около 60% общеимперской добычи»
«В начале царствования Николая II иностранцы контролировали 20-30% капитала в России, в 1913 г. – 60-70%, к сентябрю 1917 г. – 90-95%»
Министр финансов, И. А. Вышнеградский: «Мы должны экспортировать (хлеб), даже если мы умрем»
Как осмысливали это время современники, многие из которых потом оказались в эмиграции, в ссылке, были уничтожены? Весьма интересна позиция русских религиозных философов, мыслителей, так или иначе связанных с православием, в чьих мыслях отразился христианский взгляд на происходящие события. Мы давно знакомы с коммунистической трактовкой прошлого нашей страны, но это очень односторонний взгляд, который упрощает все до предела. Русский религиозный ренессанс, который пробудил русскую интеллигенцию, обратил ее взор на христианство переносит эти события в иную плоскость, а именно духовную. Поэтому взгляд русских мыслителей оригинален, выходит за рамки общепринятого.
Отец Сергий (Булгаков), Николай Бердяев, Семен Франк, Евгений Трубецкой, Отец Валентин (Свенцицкий), и др. были свидетелями и участниками разворачивающихся событий. Некоторым из них были симпатичны идеи марксизма, идеи социальных преобразований общества, само христианство вполне казалось совместимым с социалистическими идеями равенства, братства. Но кровавая сторона революции впоследствии разрушила иллюзии и несбыточные надежды. (Однако идея слияния социализма и христианства продолжала жить и нашла продолжение в умах обновленческих лидеров православной церкви, которым это было выгодно, поскольку они тесно стали сотрудничать с новой властью).
Труды и публицистика русских религиозных мыслителей («Вехи», «Из глубины»), посвященные анализу состояния мира начала ХХв., свидетельствуют о глубоких переживаниях авторов за судьбу России. Они ищут ответы на глубинные вопросы: где кроются причины революции? Почему рухнула монархия? Почему борьба за торжество справедливости вылилась в жестокий грабеж, убийства, истребление Церкви, всего того, что связанно с именем Христа? Что будет с Россией? Как в такое время сохранить веру, как строить отношения с безбожной властью? Их позиция тем более интересна нам, поскольку долгое время их творчество было для нас не доступным. И в связи с этим прошлое представлялось нам совсем в ином свете. Сейчас мы можем их глазами, их чувствами пережить все то, что творилось в недалеком ХХв. И представить развернувшуюся перед нами картину в более полном объеме и во всех красках.
Возможно, повторюсь, если скажу, что русская революция – это не внезапный социальный взрыв. Практически весь ХIХ в. оказался непосредственной подготовкой к событиям ХХ в. Война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права, развитие промышленности, доступность образования, освоение западных философских идей, падение авторитета церкви и правительства, развитие демократической, антиправительственной прессы, публицистики, дешевой литературы, кинематографа – все это привело к высвобождению личности, к отпадению от традиционных ценностей. С.Франк, задаваясь вопросами: «Откуда же взялась русская революция? Какие силы ее породили?» отвечает в своей работе «Из размышлений о русской революции» таким образом: «Когда вглядываешься теперь в прошлое, наученный настоящим, становится сразу же ясно одно: русская революция началась не в 17-ом году, и не в 1905 году. Идеологически она идет по меньшей мере от декабристов, и уже совсем явственно от Белинского и Бакунина. Как общественное движение, как выступление и продвижение вперед нового общественного слоя, с резко оппозиционным настроением и с разрушительными в отношении старого порядка тенденциями, она начинается во всяком случае уже в начале второй половины ХIХ века, в конце 50-х и начале 60-х годов».
Весь ХIХ век пытается ответить на вопросы: как жить, как спасти Россию от саморазрушения. В тайных кружках и салонах идут горячие споры по поводу политической системы, которая может вывести страну из тормозящего ее экономическое развитие и губящего ее политическую мощь крепостного права. Поражение в Крымской войне вызвало волну недовольства правительством.
Статус великой державы обязывал правительство России предпринять экономические, социальные и политические реформы в масштабах государства. Однако освобождение крестьян, на мой взгляд, было делом в первую очередь христианского милосердия, а потом уже необходимого государственного акта. Государство, именующее себя Православным, вступило в фазу кризиса, его православная идеология расходилась с реальным порядком дел, с реальным положением русского народа. Свобода и право на землю, данные человеку от Бога, нигде так жестоко не попирались, как в России. Царь был перед выбором – действительно освободить свой народ, дать ему право свободно жить и трудиться на благо государства или дать ему такую свободу, за которую народу еще раз придется платить потом и кровью. Некоторые деятели, понимая, что реформа, которая была выработана правительством, воспримется народом- как ложь, просили царя вообще не освобождать народ. Князь Орлов, председатель секретного комитета по крестьянскому вопросу, почти на коленях умолял государя «не открывать эры революции, которая поведет к резне, к тому, что дворянство лишится всякого значения и, быть может самой жизни, а Его Величество утратит престол».
P/S.
«В 1911 г. полковник Генерального штаба князь Багратион писал, что из трех парней трудно выбрать одного пригодного для службы, а сорок процентов новобранцев, как оказалось, впервые в жизни ели мясо, поступив на военную службу…»
«с 1908 по 1913 годы в стране было зарегистрировано около двадцати двух тысяч крестьянских выступлений. Революционная агитация тут совершенно ни при чем… Каждое третье крестьянское хозяйство – безлошадное, пахали на себе. Средства обработки земли – 5,5 млн. железных плугов, 3,6 млн. деревянных плугов, и 8 млн. деревянных сох…»
"На 1914 год, в стране более 14 037 000 эпидемиологических заразных больных, в острой форме – туберкулез, триппер, сифилис, проказа, холера, тиф. И более 12 000 000 латентных носителей. Зарегистрировано лишь в Европейской части – в отдаленных областях Великой Империи регистрировать некому, туго с и докторами, и с фельдшерами."
"В 1912 году в России было 1747 металлообрабатывающих предприятий – от фабрики до мастерской, с 283 771 работников. Часть из них не производили никакого товарного продукта – трамвайные, вагонные и паровозные депо, судоремонтные заводы. В Германии тогда же – 2 086 368 фабрик и механизированных мастерских и 10 852 873 работников."
"главным торговым партнером на Западе у России была Германия, в 1913 предвоенный год 30% всего российского экспорта, до 47% (практически половина) всего российского импорта за несколько лет – приходилось на Германию, а с учетом Австро-Венгрии – более половины."
справка из книги М.Галицкого «Иностранные капиталы в русской промышленности перед войной» (М., 1922): «Добыча угля в 1912 г. на рудниках 36 акционерных обществ Донбасса составляла 806,78 млн. пудов. 25 АО имели почти исключительно иностранный капитал, они добывали 95,4% угля от добычи АО. Правления 19 АО из этих 25 находились в Бельгии и Франции. В руках иностранных обществ было свыше 70% общей добычи угля в Донбассе… Около 90% добычи платины в России находится в руках иностранных компаний… Помимо концентрации свыше 3/4 торговли нефтью в России, иностранные финансовые синдикаты располагали в 1914 г. собственной добычей нефти в размере около 60% общеимперской добычи»
«В начале царствования Николая II иностранцы контролировали 20-30% капитала в России, в 1913 г. – 60-70%, к сентябрю 1917 г. – 90-95%»
Министр финансов, И. А. Вышнеградский: «Мы должны экспортировать (хлеб), даже если мы умрем»
Journal information