Я не могу рассуждать о малознакомых мне сферах вроде аэродинамики или баллистики, но вот в области информационных технологий я кое-что успел для себя уяснить. И, руководствуясь логикой развития именно информационного противостояния, случившуюся трагедию можно было спрогнозировать едва ли не по часам. Собственно, практически по часам она и была спрогнозирована популярным интернет-персонажем Львом Натановичем Щаранским ровно месяц назад (день в день):
«Скоро над Руиной будет сбит лайнер битком набитый невинными евро-туристами. Це явится поводом для официального приглашения НАТО. Так вижу».
Поспорю с выводом — какие бы заявления со стороны Киева сейчас ни звучали, едва ли случившееся станет поводом для втягивания НАТО в конфликт. По крайней мере, не сейчас.
Исходя из той же логики инфовойны, можно легко спрогнозировать и следующую провокацию. Где именно она произойдёт, не знаю, но она точно будет на порядок более шокирующей. Пока что на ум приходят только диверсии на атомных объектах Украины, хотя возможны варианты. В любом случае — она будет и будет такой, что упавший «Боинг» на её фоне померкнет.
Это не гадание и не пророчество, это просто продление наметившегося тренда. Мы не только пишем о событиях на Украине, но и внимательно отслеживаем обратную реакцию. Так вот, если мы возьмём за начало информационной кампании в СМИ референдум в Крыму, то увидим, как изменялся читательский интерес к происходящему вплоть до сегодняшнего дня. Начало стало небывалым пиком, всплеском читательского интереса, публика буквально переключилась на украинские события, позабыв всё остальное. Однако интерес этот всё время стремится к нулю, и поддерживают его лишь какие-то экстраординарные события, что хорошо отражается на графиках в виде новых периодически появляющихся пиков (сильно уступающих первому). Что это за события, тоже легко отследить — в основном это известия о жертвах, провокации. Ничего не задевает человека так, как гибель ему подобных. Тонкость в том, что для того, чтобы поддерживать стабильный интерес к теме, каждая последующая провокация должна шокировать больше, чем предыдущая. Так уж мы устроены, что быстро привыкаем даже к плохим, трагическим новостям — это механизм адаптации нашей психики, который помог нам пережить многочисленные трагедии человечества.
На самом деле — вспомните, что шокировало нас в украинских событиях больше всего: сожжение людей в Одессе, бойня в Мариуполе, первое пленение российских журналистов, убийства российских журналистов, первые обстрелы украинской армией жилых кварталов, первые жертвы среди мирного населения, первое открытое применение систем залпового огня и штурмовой авиации и т.д., вплоть до рухнувшего «Боинга». Сейчас известия о жертвах среди мирного населения ДНР нас, может быть, печалят, но уже давно не шокируют — привыкли. Поэтому и провокации в полном соответствии с логикой набирают обороты.
Это касается не только Украины. Ровно то же самое я отмечал, когда пристально наблюдал за ходом войны в Ливии и Сирии. Скажите, кого-нибудь из нас сейчас тревожат новости об очередном теракте в Афганистане? А кто из нас следит за конфликтом в Нагорном Карабахе? Никто.
Такое ощущение, что единственная цель провокаций — удержать нас у экранов. Это не заговор СМИ. Нет, первопричину нужно искать в том, кому может быть выгодно удержание внимания на конфликте. Только тому, кто заинтересован в его продлении. Дело в том, что без нашего внимания (я говорю не только о российской аудитории, но и о мировой) он быстро сойдёт на нет. Так же, как сейчас никто не знает, кто, кого и зачем убивает в Ливии. Или кто с кем и за что борется в Ираке. Медийная поддержка крайне нужна Киеву. Собственно, вся их власть теперь только и зиждется на этой шаткой основе. А это значит, что провокации будут длиться и дальше, но до определённого предела, за которым конфликт перейдёт в новую фазу. Дальше загадывать — пока нет смысла.
В общем, что бы ни сказали эксперты после изучения места крушения и обломков, в глазах европейской и значительной части украинской общественности виновными в трагедии малазийского «Боинга» будем мы. И в следующей, ещё более жестокой провокации — тоже.
Автор Евгений Супер
Journal information