iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Патриотическое служение России. Троице-Сергиевой Лавры Ч I



Многовековая история обители – славная страница истории нашей Церкви, её патриотического служения Родине. В печальные годы великой Смуты в стране Троице-Сергиева Лавра показала пример мужественного стояния за честь и независимость русского народа. Она сделалась неприступной крепостью на пути польско-литовских захватчиков. В сознании русских людей того времени Троице-Сергиева лавра была оплотом духовного и национального единства. Символ независимости России. «Если взята будет обитель Преподобного, - говорил патриарх Гермоген со всем освященным собором царю, - то весь предел российский до окиана моря погибнет!».
Около двух с половиной тысяч защитников крепости сдерживали 16 месяцев )с 23 сентября 1608 г. По 12 января 1610 г.) дватцатитысячное полчище Лжедмитрия II главе с Яном Сапегой.



«Защитники находили в себе силы не только обороняться, но и организовывать вылазки … Каждый из них, защищая монастырь, видел в нем частицу Родины, сражался за честь Русской земли, оберегая её от поругания. Недаром сами поляки отмечали, что Троицкая крепость была вооружена людьми, железом и мужеством. Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам».

Как для защищавших, так и для осаждавших Лавру было очевидно чудное заступление монастыря святого Сергия. Обитель устояла, говорил Авраамий палицын, «не крепкими, но немощными, не мудрыми, но простыми, не множайшими, но малейшими». К концу осады в монастыре осталось не более 200 человек, способных носить оружие.

Интервенты рассчитывали не только разграбить монастырь, но прежде всего уничтожить его как центр национально-освободительного движения. Монахи обители под руководством архимандрита Дионисия рассылали по всем русским городам грамоты с пламенными призывами подняться на защиту веры и Отечества. Благодаря этим грамотам в Нижнем Новгороде было сформировано народное ополчение Минина и Пожарского. Грамоту троицких властей всенародно читали на нижегородской площади и слушали со слезами. Сохранилось предание о том, что Преподобный Сергий явился во сне Косьме Минину и приказал ему «казну собирати и воинских людей наделяти и идти на очищение Московского государства …». Не довольствуюсь монастырскими грамотами, келарь Авраамий Палицын ездил в Ярославль, чтобы поторопить замедлившего князя Пожарского скорее двигаться к Москве. Архимандрит Дионисий со всей братией провожал народное ополчение к столице и благословил каждого воина крестом.


Пока под Москвой завершалось дело спасения Русской земли от врагов, новая волна несла к обители толпы народа. Только теперь это были не воины и крестьяне, как в дни перед осадой, это были увечные, больные, слепые, хромые, раненые и умирающие русские люди. Многие из них умирали по дороге в монастырь. Архимандрит Дионисий призвал братию помочь несчастным. Обитель строила дворы и избы для приходящих, больницы и богадельни; по дорогам и лесам отыскивали тех, кто не мог дойти сам. Сюда привезли и израненного Пожарского для лечения и отдыха; сюда посылали сирот, у которых отцы и матери были убиты интервентами.

Во время голода в Москве, находившейся в окружении врагов, Троицкий келарь Авраамий Палицын вывез на базар монастырский хлеб и таким образом вынудил торговцев снизить цены на хлеб в несколько раз. Много было роздано монастырских денег казакам и другим людям, которых монастырские власти убеждали стоять за спасение России. Вся монастырская казна пошла в расход, чтобы ускорит победу и добиться мира на Русской земле.

Не кому-либо другому, а Троицкому келарю Авраамию Палицыну поручил народ государственный акт – объявить с Лобного места об избрании на Русское царство Михаила Романова. Он возглавил посольство духовенства и народа в Кострому для приглашения Михаила Федоровича на Московский престол. Троицкий архимандрит Дионисий, вместе с патриархом и епископами, венчал Михаила на царство.

Вновь мужество и героизм проявили иноки и жители Сергиева Посада при нападении на обитель войск польского короля Владислава 24 сентября 1618 г. Вскоре после этого, 1 декабря того же года, в селе Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря, был подписан мирный договор между Россией и Польшей.

Патриотический подвиг преподобного Дионисия и его собратий является величественным примером беззаветного служения Родине.

Конец XVII века был тревожным для России. Дважды Троицкий монастырь становился спасительным прибежищем для молодого Петра I. В 1682 г. Он вместе с братом Иваном и царевной Софьей укрывался за крепкими стенами обители от стрелецкого бунта, поднятого Хованским, а через 7 лет снова бежал из столицы, спасаясь от Софьи Алексеевны, замышлявшей путем нового стрелецкого бунта устранить Петра с престола. Монастырь превратился в военный лагерь, куда собрались сторонники Петра, в том числе патриарх Иоаким. Здесь царь пробыл до окончательного подавления бунта и заточения Софьи в Новодевичий монастырь. В дальнейшем Троицкая обитель оказывала необходимую поддержку преобразователю России. С 1682 по 1701 г. Для государственных нужд из казны монастыря было взято около 130 тыс. рублей.

После перенесения столицы в Петербург Троице-Сергиева обитель уже не могла быть столь значительным фактором в политической жизни страны, однако свое большое церковно-общественное значение монастырь сохранил и в дальнейшем.

Продолжение следует ...

Tags: Сергиев Посад, история России, преп. Сергий (Радонежский)
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments