Лилит - Первая жена Адама Июн. 10, 2014 в 00:19
Лилит (ивр. לילית) — первая жена Адама в еврейской мифологии. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (Ис.34:14). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»). Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э. (Википендия)

В различных популярных текстах непременно упоминается, что "Лилит" присутствует в шумерском эпосе, хотя ее образ в иудаизме и в мировой культуре довольно-таки неоднороден.
В шумерской традиции нетрудно найти представления о демонических существах, от которых, возможно и произошли иудейские представления: эти демоны назывались лилу (мужского рода) и лилиту (женского рода). Вот, как пример, одно из упоминаний в "Молитве против злых духов" (Аккадские заговоры в переводах В.К.Шилейко):
Я – заклинатель
великого Эа,
маг Эриду,
предо мною Шамаш,
позади меня Син,
справа Нергал,
слева Ниниб.
Когда к больному
я подойду,
когда на главу
возложу ему руку,
кто бы ты ни был,
злое исчадье,
злой дух, злой демон, злой призрак,
злой чёрт, злой бог, злой бес,
или болезнь, или смерть,
или Лилу и Лилиту,
или всякая злая зараза, –
прочь беги от меня,
прочь уйди из жилища,
ибо я – заклинатель
великого Эа,
Здесь "лилу" и "лилиту" – не имена собственные, а производные от корня "лил", который в шумерском языке обозначался воздух, дух, призрак. Этот корень присутствует в именах ряда шумерских божеств. Связь шумерских представлений о демонах лилу и лилиту с иудаизмом можно усмотреть как в демонических чертах, которые обретает Лилит после разрыва с Адамом, так и в следующем месте Ветхого Завета:
Ис 34:14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие [в англ. KJV – satyr] будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение [в англ. KJV – screech owl = некая разновидность совы] и находить себе покой.
"Ночное привидение" в еврейском тексте – это как раз "лилит". Еврейский корень имеет значение отличное от шумерского и означает "ночь", причём такое же значение "ночь" имеет этот корень в аккадском языке. И Шумер, и Аккад, и Вавилон относились к одной общей метакультуре. Иудаизм относился к другой метакультуре, но был близок к ним в этно-языковом плане (сем, и испытывал сильное влияние Вавилона в протяжении своей истории. В культурном наследии аккадской мифологии, дошедшем до нас, известно изображение богини "Царицы ночи" – это женщина с крыльями и ногами совы и по бокам от неё сидят огромные совы. Также в шумерском эпосе есть упоминание о деревце светлой богини Инанны, с которым приключилась следующая история
Пять лет прошло, десять лет прошло.
Древо взросло, кору его не расколоть.
В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила.
В ветвях его Анзуд-птица птенца вывела.
В средине его Лилит-дева жилье себе соорудила.
Дева белозубая, сердце беззаботное.
Светлая Инанна, как горько она плачет!
Подразумевалась ли автором ветхозаветного текста обычная птица, или же некое сверхъестественное существо, подобное упомянутому там же лешему-сатиру – это вопрос спорный. Но, во всяком случае, "лилит" из книги Исайи (равно как и лилиту-дева из вышеприведённого шумеро-аккадского отрывка, обитающая в середине дерева, подобно сове в дупле) – не имя собственное, а чисто эпизодический и случайный представитель некоторого класса существ. Ис 34:14 не может указывать на образ Лилит из средневековой иудейской легенды, даже кто-то и делает попытки "выявить" такую связь.
Понятно, что все упомянутые представления не имеют отношения ни к падшей стихиали Лилит, ни к сути иудейского предания о Лилит как о первой жене Адама.
Что же касается иного рода упоминаний о "Лилит" в шумеро-аккадской мифологии, то их пока удавалось встретить только в виде утверждений, ссылающихся не совсем понятно на что, на какие первоисточники. Пример подобного утверждения в википедии:
"Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat).[источник не указан 136 дней] В ней Лилит – богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть."
В принципе, нечто подобное могло бы быть указанием на образ кароссы, как локального проявления Лилит для шумеро-аккадо-вавилонской метакультуры. Чтобы понять, так это, или не так – нужен доступ к соответствующим материалам. К сожалению, количество доступных материалов в этой области не идёт ни в какое сравнение с количеством материалов по библеистике.

В различных популярных текстах непременно упоминается, что "Лилит" присутствует в шумерском эпосе, хотя ее образ в иудаизме и в мировой культуре довольно-таки неоднороден.
В шумерской традиции нетрудно найти представления о демонических существах, от которых, возможно и произошли иудейские представления: эти демоны назывались лилу (мужского рода) и лилиту (женского рода). Вот, как пример, одно из упоминаний в "Молитве против злых духов" (Аккадские заговоры в переводах В.К.Шилейко):
Я – заклинатель
великого Эа,
м
предо мною Шамаш,
позади меня Син,
справа Нергал,
слева Ниниб.
Когда к больному
я подойду,
когда на главу
возложу ему руку,
кто бы ты ни был,
злое исчадье,
злой дух, злой демон, злой призрак,
злой чёрт, злой бог, злой бес,
или болезнь, или смерть,
или Лилу и Лилиту,
или всякая злая зараза, –
прочь беги от меня,
прочь уйди из жилища,
ибо я – заклинатель
великого Эа,
Здесь "лилу" и "лилиту" – не имена собственные, а производные от корня "лил", который в шумерском языке обозначался воздух, дух, призрак. Этот корень присутствует в именах ряда шумерских божеств. Связь шумерских представлений о демонах лилу и лилиту с иудаизмом можно усмотреть как в демонических чертах, которые обретает Лилит после разрыва с Адамом, так и в следующем месте Ветхого Завета:
Ис 34:14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие [в англ. KJV – satyr] будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение [в англ. KJV – screech owl = некая разновидность совы] и находить себе покой.
"Ночное привидение" в еврейском тексте – это как раз "лилит". Еврейский корень имеет значение отличное от шумерского и означает "ночь", причём такое же значение "ночь" имеет этот корень в аккадском языке. И Шумер, и Аккад, и Вавилон относились к одной общей метакультуре. Иудаизм относился к другой метакультуре, но был близок к ним в этно-языковом плане (сем, и испытывал сильное влияние Вавилона в протяжении своей истории. В культурном наследии аккадской мифологии, дошедшем до нас, известно
Пять лет прошло, десять лет прошло.
Древо взросло, кору его не расколоть.
В корнях его змея, заклятий не ведающая, гнездо устроила.
В ветвях его Анзуд-птица птенца вывела.
В средине его Лилит-дева жилье себе соорудила.
Дева белозубая, сердце беззаботное.
Светлая Инанна, как горько она плачет!
Подразумевалась ли автором ветхозаветного текста обычная птица, или же некое сверхъестественное существо, подобное упомянутому там же лешему-сатиру – это вопрос спорный. Но, во всяком случае, "лилит" из книги Исайи (равно как и лилиту-дева из вышеприведённого шумеро-аккадского отрывка, обитающая в середине дерева, подобно сове в дупле) – не имя собственное, а чисто эпизодический и случайный представитель некоторого класса существ. Ис 34:14 не может указывать на образ Лилит из средневековой иудейской легенды, даже кто-то и делает попытки "выявить" такую связь.
Понятно, что все упомянутые представления не имеют отношения ни к падшей стихиали Лилит, ни к сути иудейского предания о Лилит как о первой жене Адама.
Что же касается иного рода упоминаний о "Лилит" в шумеро-аккадской мифологии, то их пока удавалось встретить только в виде утверждений, ссылающихся не совсем понятно на что, на какие первоисточники. Пример подобного утверждения в википедии:
"Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat).[источник не указан 136 дней] В ней Лилит – богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть."
В принципе, нечто подобное могло бы быть указанием на образ кароссы, как локального проявления Лилит для шумеро-аккадо-вавилонской метакультуры. Чтобы понять, так это, или не так – нужен доступ к соответствующим материалам. К сожалению, количество доступных материалов в этой области не идёт ни в какое сравнение с количеством материалов по библеистике.
Лилит - Первая жена Адама Июн. 9, 2014 в 20:37
livejournal
ПользовательЛилит - Первая жена Адама Июн. 10, 2014 в 02:33
livejournal
ПользовательЛилит - Первая жена Адама Июн. 10, 2014 в 02:58
livejournal
ПользовательЛилит - Первая жена Адама Июн. 12, 2014 в 17:45
livejournal
ПользовательКомментировать