iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

По дороге к автократии. Вполне ожидаемо

Пока внимание общества занято украинским кризисом, Госдума без особого шума одобрила поправку к Конституции, которая в очередной раз ограничивает принцип разделения властей в России, усиливая статус президента.

Согласно поправке к Конституции, одобренной Госдумой в первом чтении 13 мая, президент России получит право самостоятельно назначать 10% членов Совета Федерации и освобождать их от должности. Остальные сенаторы будут наделяться полномочиями по прежним правилам — по два представителя от каждого региона. Причем «президентские» члены Совфеда, в отличие от «региональных», будут иметь повышенные гарантии несменяемости — даже новый президент не сможет отстранить их от должности в течение своего первого срока. Хуже того: срок работы «президентских» сенаторов по сути пожизненный — он в законопроекте вообще не оговаривается.

Может показаться, что ничего страшного не происходит — Совет Федерации и так давно считается «теплым» местом для разных «нужных» людей. Российские сенаторы практически не принимают самостоятельных решений, Совет Федерации не имеет реального политического веса как верхняя палата парламента.

Но на самом деле эта поправка к Конституции серьезно посягает на демократический правовой федеративный характер России и противоречит основам конституционного строя.

В очередной раз усиливаются полномочия президента в ущерб другим ветвям власти. Ведь Совет Федерации призван выступать «сдержкой и противовесом» президенту не только в законотворческом процессе, но и в кадровых и иных вопросах (например, в процедуре импичмента президента или одобрения использования вооруженных сил).

Понятно, что зависимый от президента состав Совета Федерации не может быть его полноценным «противовесом». Все, о чем говорили в последние двадцать лет, — необходимость укрепления роли парламента и суда в системе «сдержек и противовесов», сокращения полномочий президента и Генеральной прокуратуры, усиления гарантий прав человека — оказалось забыто. По сути, окончательно в очередной раз попирается конституционный принцип разделения властей, который лежит в основе любого демократического правового государства.

Вообще-то большинство многочисленных дискуссий о роли Совета Федерации до сих пор заканчивалось выводом о необходимости усиления его институциональной роли за счет введения выборности членов Совета Федерации. То есть противоположно тому, что сейчас делает Госдума, «корректируя» Конституцию.

Из-за этой поправки Совет Федерации ослабляется и как главный орган, представляющий интересы российских регионов, тогда как федеральный интерес по-прежнему представлен Госдумой, президентом, правительством, судами и другими федеральными органами. Теперь голос регионов будет слышен еще хуже. С такой логикой конституционных перемен мы скоро станем свидетелями того, как текст Конституции лишится окончательного смысла.

Реформа Совета Федерации даже не сопровождается серьезным обоснованием. Предложившие поправку депутаты от ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», а также поддержавшие ее единороссы считают, что она «обеспечит баланс федеральных и региональных интересов», а также «взаимосвязанную работу Федерации и регионов с целью максимального учета интересов всех граждан Российской Федерации».

Исходя из этого можно предположить, что у нас проблемы как с этим балансом, так и с «взаимосвязанной работой». Но для такого вывода должны быть приведены серьезные аргументы, затем на его основе следует привести варианты решения проблемы и обоснование целесообразности именно предлагаемого варианта.

Законодатели не приводят опыт зарубежных стран, не инициируют проведение широкого внутрироссийского обсуждения и международной правовой экспертизы, как это было с проектом Конституции России и другими важными конституционными актами. Поправка проводится через парламент в ускоренном темпе — второе чтение пройдет уже 21 мая.

Складывается впечатление, что истинная цель реформы — обеспечить «заслуженным людям», в том числе бессменным лидерам парламентских партий, «теплые» места с парламентским иммунитетом. Удивляет и позиция парламентариев (с которой соглашается правительство) о том, что реформа Совета Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, ведь сенаторы и их помощники питаются не только святым духом патриотизма.

Автор статьи: Станислав Станских, руководитель Центра конституционной истории, специалист по конституционному праву

Tags: Россия, государство
Subscribe

promo iov75 ноябрь 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment