iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Воскресения Христово


Александр Андреевич Иванов
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения  [1836]
Санкт-Петербург, Русский музей 242х321
www.art-catalog.ru


Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. (Евангелие от Иоанна)

Картина повергла в восхищение Академию. "Какой стиль!" изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры.

Но удивительна реакция самого живописца. Он писал отцу: Кто бы мог думать, чтобы моя картина "Иисус с Магдалиною" производила такой гром... Радуюсь довольству Академии. Но прошу меня извинить, мне все как-то кажется невероятным, странным. Как жаль, что меня сделали академиком: мое намерение было никогда никакого не иметь чина, но что делать, отказаться от удостоения? Значит обидеть удостоивших. Однако ж я, может быть, попробую об этом намекнуть Григоровичу.

***


Андрей Рублев
Сошествие во ад [1408-1410]


По святоотеческому толкованию «сошествие Христа в ад» носило победоносное, торжественное явление в мире усопших (которого держался и Запад до XV века), в котором были разрешены «вереи вечные» и «ад упразнися». Миллионы пребывающих в шеоле ветхозаветных людей (включая и язычников), были выведены сошедшим туда с проповедью за ними Христом. Христос разрушил не только силу смерти, но также изгнал и тьму адову. «Я видел Сатану спадшего с неба» - говорит Христос. Началось Царство того, кто сильнее сильного! Ап. Павел, в Послании к евреям, со свойственным ему воодушевление свидетельствуя о Христе говорит: "А как дети причастны крови и плоти, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то-есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр. 2.14).

С другой стороны, мысль о смерти Христа как средстве открытия врат ада встречается изредка. Относительно сошествия во ад во всём Новом Завете встречается единственное место (1 Пет 3.19-20), и подобные представления совершенно непонятны для иудеев. "Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды".

В Библии “ад” – это могила. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила, «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек. В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. Только притча о "богаче и Лазаре" выпадает из этого общего контекста. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила, «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек: "Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней" (Пс. 88:49). В шеол (ад) попали такие благочестивые герои веры, как Иаков «Сойду к сыну моему в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.)» (Быт. 37:35), Иов «Преисподняя - дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов 17:13) и Иезекия «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней» (Ис. 38:10).

Христианство говорит: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55, см. также Ос. 13:14). С другой стороны, грешники идут в ад. Непонятно. Получается, ад не побежден? Как он был до жертвы Иисуса, так, по мнению многих конфессий, остался и сегодня и будет мучить грешников вечно.

"На самом деле все встанет на свои места, если позволить Библии объяснять саму себя. Дело в том, что в Священном Писании употребляются два разных понятия: «ад» и «геенна». «Ад» греческое слово «αδης» (hades, гадес), которым в Септуагинте (перевод Писания с иврита на греческий, II в. до н. э.) переведено еврейское слово (sheol, шеол) – гроб, могила. Поэтому во многих текстах Ветхого Завета, где в русском Синодальном переводе упоминаются слова гроб и могила, в оригинале в Септуагинте стоит слово ад αδης (см. Быт. 42:38, Быт. 44:29,31, Пс. 6:6, Пс. 48:15, Еккл. 9:10, Иез. 31:15). И конечно, в тех текстах Септуагинты и ее переводах на другие языки, где употреблено слово ад, преисподняя, по смыслу во многих случаях более подходят слова гроб, могила...В Новом Завете слово ад продолжает применяться в том же его значении, обозначая гроб, могилу. Слово преисподняя в оригиналах текстов Ветхого и Нового Заветов отсутствует как таковое – на его месте всегда стоит вышеупомянутая могила шеол (ад) ( - евр., αδης – греч) или слово низ, глубина ( - евр., κατω – греч.). Преисподняя – это новое понятие, появившееся в христианской Церкви после вхождения в нее учения о муках душ после смерти. Именно поэтому при последующих переводах вместо ада и низа во многих текстах Библии появилась преисподняя.

В Библии множество раз описан ад, но нигде даже приближенно это место не напоминает место страдания и наказания душ умерших. Также нигде в Писании не описывается, что адом правит сатана и подкидывает дрова в костер под котлом, в котором мучаются грешники. Каждое упоминание в Священном Писании ада по-разному - прямо, образно, аллегорией или метафорой - изображает могилу:

А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:

«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2). «В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой» (Ис. 14:11, см. также Иов 11:8, Иов 17:14-16, Иез. 26:20, Иез. 31:17,18, Иез. 32:18,23, Ис. 14:15, Пр. 15:24, Пр. 30:15,16, Пс. 87:4-7, Пс. 138:8, Чис. 16:30-33).

Б) Смерть:
«Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней (в ориг. шеолу – аду. – Прим. авт.). Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, - как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» (Пс. 87:4-6). «Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю (в ориг. глубину - . – Прим. авт.) земли; Сразят их силою меча» (Пс. 62:8,10,11). «Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней (в ориг. шеола – ада. – Прим. авт.)?» (Пс. 88:49, cм. также Иов 7:9,10,15,16, Иов 17:13-16, Авв. 2:5, Иез. 31:14,17,18, Иез. 32:18,23, Ис. 5:14, 1 Кор. 15:55, Ос. 13:14, 2 Пар. 36:24, Пр. 7:27, Пр. 15:11,24, Пр. 23:13,14, Пс. 29:4, Пс. 30:18, Пс. 48:15,16, Пс. 54:16, Пс. 85:1,2,13, Ис. 14:11, Ис. 38:18, Чис. 16:30-33, 1 Цар. 2:6, 3 Цар. 2:6,9).

В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:

«Если бы я и ожидать стал, то преисподняя (в ориг. шеол – ад. – Прим. авт.) - дом мой; во тьме постелю я постель мою; Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) сойдет она и будет покоиться со мною в прахе» (Иов 17:13-16). «Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну» (Пс. 87:7).
«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу» (Иез. 26:20). «О, если бы Ты в преисподней (в ориг. шеоле – аду. – Прим. авт.) сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов 14:13, см. также Ион. 2:1-3,7, 2 Пет. 2:4, Пл. Иер. 3:6, Пс. 48:18-20, Пс. 93:17, 2 Цар. 22:5,6).

Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие". (http://apologetica.ru/kniga/15-3.html)

В тайне Боговоплощения человечеству явился Божественный Логос, вторая Ипостась и новым Адам. Этим таинством, выражаясь позднейшим языком Леонтия Византийского, Господь Иисус воипастасировал человеческую природу. «Для того Бог стал человеком и Сын Божий Сыном Человеческим, чтобы нас сделать богами и сынами Божьими». Явление Божественного Логоса миру еще раз подтвердило причастность профанного бытия к трансцендентальному Богу. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3.6). Вот эту, подлинно христиански – «юродивую», безумную для внешнего мира, сотериологическую идею спасения и проводили в жизнь апостолы, а затем уже и отцы Церкви.

P/S.

Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские. Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.

В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся.

Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим мы часто произносим слова: покойник, почил, покоится и др.

Tags: христианство
Subscribe

  • Цитата дня

    Новые попытки «генетического улучшения человечества» вполне можно сравнить с исследованиями прежней евгеники. Современные учёные более осторожны в…

  • Цитата дня

    "Когда мы читаем о сотворении мира в Книге Бытия, мы рискуем вообразить Бога чародеем с волшебной палочкой, который в состоянии сделать все. Но…

  • Цитата дня

    «Мы живем не в эпоху перемен, а переживаем смену эпох». Рафаэль Корреа

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments