iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Религия

«Ибо вера есть истинное ведение, обладающее недоказуемыми началами, поскольку она есть ипостась вещей превышающих ум и разум».
преп. Максим Исповедник

В недавнем посту Что считать религией?, я задавал читателям вопрос:  "... какое учение можно считать религией?"

По итогам ответов и родился этот пост.

Христианский писатель и оратор Лактанций (ум. 330г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять». Означает оно — совестливость, благочестие, святость. Определение «религии» Лактанцием подчеркивает самое существенное в ней – живой союз, единение человеческого духа с Богом.

Блаженный Августин выводил смысла этого слова из глагола religo — «связываю развязанное», «воссоединяю». Русский эквивалент слова «религия» - вера. Уже в языке Авесты — священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, используется глагол var — верить, и существительное vareiia — вера. У индоариев, кочевавших со своими стадами по пространствам Европы, один из самых чтимых богов носил имя Варуна. «Варуна – единственный бог, к которому обращаются с покаянными псалмами. Псалмы эти полны сознания человеческой немощности и греховности и в то же время доверчивого убеждения в милосердии всеведущего Варуны, знающего человеческие слабости и прощающего их при наличности искреннего раскаяния. И потому-то с Варуной у верующего устанавливаются интимные личные отношения, несмотря на его всеобъемлющее величие творца и промыслителя, которое, казалось бы, должно было бы исключать интимность». У очень многих народов, относящихся к индоевропейской языковой семье, слова с корнем var, ver обозначают понятия «веры», «честности», «доблести», «правдивости». Но корень этот тождествен двум другим древнейшим индоевропейским корням - вар — жар (отсюда наше — «варить»), и вервь — «веревка», восходящему к древнеиндийскому varatra — слову с тем же самым значением.

В «Этимологическом словаре» М. Фасмера читаем: «Далее, вероятно, сюда же древневерхненемецкий (д.-в.-н.) «wara» - «правда, верность, милость», «war» - «правдивый, верный», др. исл. «var» - «обет, торжественное обещание», др. ирл. «fir» - «правдивый, истинный», лат. «verus» - истинный, правдивый». Замечу, что в этих определениях нигде не присутствует хотя бы слабого намека на «страх». Вера» очень близко к понятию «верность». Бог верен своему обещанию – человек верен Богу. А вот на древнегреческом «вера» звучит как «пистис», несколько меняя первоначальный и более древний смысл этого слова. Πιστις — не передаваемо на латинский язык; fides — это только подделка под него. Fides означает не веру как верование, но только честность по отношению к Богу. Говоря словами ап. Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимым». (Евр. 11,1).

Далее, религия - это объяснение причины смертности человеческой природы. Почему мы смертны? Многим, хорошо известен библейский миф о падении Адама, и его следствии - "духовная порча" всего остального человечества. Древние толкователи (интерпретаторы) говорят о том, что первоначально созданный по «образу и подобию» Божию, человек (Адам) представлял собою светоносное творение, являясь венцом природы, о чем свидетельствует и христианская церковь (были христианские богословы, которые видели образ Божий в человеке именно в его первоначальной бессмертной природе (Татиан Ассириец, Климент Александрийский, св. Кирилл Иерусалимский и св. Иоанн Дамаскин), однако их число сравнительно невелико) в некоторых песнопениях. Так, например, в стихире малой вечерни на праздник Преображения Господня поется: «иже с Моисеем глаголавый древле на горе Синайстей образы… днесь на горе Фаворстей преображся, началообразное показа лучами облистаяся…» И еще там же: «Днесь Христос на горе Фаворстей, Адамово пременив очерневшее естество, просветив богосодела…» Также в 3-ей песни канона: «Во всего Адама облекся Христе, очерневшее изменив, просветил еси древлее естество», - следовательно, раньше оно было светлым. Свободный от греха и тления, чуждый физическим потребностям, болезням и страстям, живя блаженной жизнью в прекрасном саду эдемском, человек представлял собою удивительное и прекрасное творение. Столь прекрасным, что Бог (в Коране) даже повелевает Своим ангелам пасть ниц, пред Своим наместником на земле. «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих»(2;34).

При этом, миф акцентирует внимание на загадочном древе – познания «добра и зла», плоды от которого есть запрещается, поскольку это грозит человеку смертью. Вообще, запреты всегда раздражают, есть у человека такой инфантильный инстинкт обязательно их нарушить. Теперь, это базисный инстинкт. Совершенно Адаму и Еве не нужно было этот плод, чем бы оно ни было. Однако, наличие запрета, поставило очень сложную проблему (свободу выбора). Причем запрет был, а никаких механических препятствий не было. Запрет был скорее виртуальный. В эдемском саду было и иное дерево - «древо жизни», плоды от которого есть было можно, никаких запретов по этому поводу не существовало, однако их никто не ел. Только в последствии (после грехопадения), Бог вспоминает о нём и ставит: «…Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3;24). Крайне любопытный момент! Дерево, волшебные плоды которого могли бы дать человеку бессмертие, оказывается вне его внимания и выбора.  Фрейзер, объясняет это тем, что возможно, первоначально существовали две редакции истории грехопадения. В одной фигурировало «древо познания добра и зла», Во второй «древо жизни», и только в последствии, при объединении этого рассказа, древо жизни стало играть незначительно-декоративную роль.

Итак, религия (если следовать мифологической логике) - воссоединение ранее утраченной связи с Богом. В этом смысле, в Раю религии не было. Она была просто не нужна. Адам имел непосредственное отношение с Богом и вряд ли нуждался в сложной культово-религиозной практике (хотя доводилось слышать о том, что какие-то элементы богослужения в Раю присутствовали. Но это уже чистые спекуляции). А вот на примере Каина и Авеля, мы видим первоначальный религиозный культ в виде их жертвоприношений. То есть религия "родилась" в следствие грехопадения. И именно этим "фактом" обязана своему появлению в мире людей.

Tags: размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments