iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Великий Пост ... (все познается в сравнении)



В начале первой недели Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды или необходимости не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но неукоснительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Все питейные заведения были закрыты вплоть до пасхальной среды. Страстная седмица, как было отмечено выше, проводилась ещё строже. Некоторые, наиболее ревностные христиане во весь пост не вкушали ничего из того, было приготовленного на огне, довольствуясь сухоядением, другие принимали пищу только на закате солнца. Родители заставляли поститься даже младенцев. По русской традиции, младенец мог питаться от груди матери только "два говения", то есть менее года, после чего и он обязан был соблюдать пост. По свидетельству иностранцев, младенцев на Руси заставляли исполнять пост с двухлетнего возраста. Но если ребёнок был слаб, то за него, согласно древне-церковным постановлениям, постилась мать.

О строгости соблюдения Великого поста на Руси архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву с Макарием, патриархом Антиохийским, при патриархе Никоне, писал следующее: "В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им против воли, особенно в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят мясо. По этой причине мы испытывали неописуемую муку... Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньем нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь (в Сирии) не жаловался на пост" (выделено мной - прим.).

Православный русский народ с большой любовью нёс подвиг поста. Ему гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время великого поста, в начале поста стрельцы, по повелению царя, опечатывали все питейные дома, и они оставались закрытыми до истечения пасхальной среды. "Равным образам и в течения всего года питейные дома обыкновенно остаются закрытыми от кануна воскресения до утра понедельника, так же делается во время больших праздников. Духовенство оказывает всемирную помощь в борьбе с этим народном пороком. "Кто не хочет поститься и ест рыбу и упивается вином,- говорит Г.К. Котошихин, - тех смиряют и отлучают власти и попы от церкви Божии и возглавляют епитимии.

Кроме воздержания в пище и питии, уставом предусматривался во время поста усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу, полагалось ежедневно 240 земляных поклонов: во время часов и светильничных молитв - 60, на вечерней - 100 и на утрени - 80. Однако следует отметить, что в русских уставных статьях о поклонах имелось несколько предписаний, но в большинстве из них указывалось по 300, иногда по 400 ежедневных поклонах. В некоторых статьях давалось разъяснение о поклонах. Так, например, предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на "коленцах", средние - в пояс. Они же назывались ещё поясными и полагались только по субботам, воскресеньям и праздничным дням, когда уставом предписывалось некоторое послабление в пище. Вообще поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного русского человека. В подтверждении этого достаточно привести лишь свидетельство Павла Алеппского, присутствовавшего в одном московском храме в 1656 г., в среду 5-й седмицы поста, во время чтения Великого канона преподобного Андрея Критского, что все молящиеся положили более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона. Когда патриарх Никон хотел заменить земные поклоны на малые при совершение молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых частных богослужений, то народ и духовенство возмутились и обвинили его в ереси и произволе, ссылаясь на преподобных Никона Черногорца и Иоанна Дамаскина, осуждавших "непоклонническую ересь" . По учению этих святых отцов, поклоны, как и пост, имели ту же задачу - " томить плоть свою, да не воют на дух". В "Истории об отцах и страдальцах Соловетских", есть рассказ об одном подвижнике, который на исповеди перед смертью открыл духовнику, что келейное правило он совершил вперёд на 30 лет, т.е. положил бесчисленное число поклонов и прочитал сотни тысяч молитв. И этот случай не единичный. Так, преподобный Иосиф Волоцкий предписывал своим духовным детям делать в свободное время запас молитв и поклонов на будущее.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. "Убогие помилуйте, - говорит древнее поучение о посте, - нищих и немощных и на улице лежащих и седящих посейщайте, сущая же в темнице и беде милуйте и утешайте, нагия одевайте. Милостыня бедным в Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говейня , придающая ему нравственную ценность. " Ащё кто постится, не творя милостыни, то не успевает нечтоже ". "Милостыня бо совокуплена с пощением от смерти избавляет человеке, рекше вечные муки ". Святитель Иоанн Златоуст в "Слове о посте и милостыни" поучает: "Какая потреба малоядением тело своё изсушати, а не накормляти алчных излишним? Какая доброродетель в ночи не спят, в тепле в храме молитися, а обижени тобою и порабощени, боса и наги, ранени и гладне на тя со слезами к Богу возопиют? Какая помощь в таковаго молении, ещё всю ночь молясь? Не приятно есть". Автор древнего поучения в Неделю сыропустную, объясняя великопостную церковную песнь " Да исправится молитва моя", говорит: " Слышите ... аще помиловасте нища, аще неся отымал у сирот, аще неси возвёл руку на сирот безвинну, аще неся слезами окроплен и кровию не повинных, то воздеже руце моею ".

В Древней Руси бытовал ещё и такой обычай - перед постом выпускать на волю птиц в надежде, что и Бог точно так же освободит от прегрешений. Многие знатные люди в дни поста считали необходимым находиться в мире и прощать всем обиды. Так например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, согласился на его просьбу о мире. " Владимир же сжалился тем, еже пролевавшеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир". Войско казачье не брало оружие в период всего Великого поста.
" Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и расжаты руки, та что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу. В XVII в. Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было " много домов для помещения ежедневного пропитания".

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Таин; они увещали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. В не постные периоды приготовление к принятию Святых Таин должно было продолжаться одну неделю. Более строгим временем приготовления считались посты, по окончании которых верующие приступали к причастию, очистив себя таинством Покаяния от всякой греховой скверны. В Древней Руси (как и во всех восточных Церквах) был обычай причащаться Христовых Таин именно в конце Великого поста, о чём С. Герберштейн в своих "Записках о московитских делах" говорит, что русские христиане "исповедуются около праздника Пасхи с великим благоговением и сокрушением сердца". Павел Алеппский днём исповеди называет Великий Четверг, а Олеарий - Великую Пятницу. Однако в последующее время разрешалось причащаться и в другие недели поста, и притом в каждом приходе дни исповеди устанавливались священнослужителями. В 1704г. И. Т. Посошков писал митрополиту Стефану Яворскому: " А когда станет вовремя поста пресвитер детей своих исповедовал,то ради совершенного управления не во един бы день всех исповедовал, но хотя бы по 10 человек надень, токмо б со всяким испытанием".

Исторические документы свидетельствуют, что благочестивый и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста. Таковыми, согласно одной из древних летописей, были великие князья Ростислав Мстиславич (1168г.) и святой Дмитрий Донской (1389г.). Во многих местах Древней Руси был обычай причащать верующих и в самый день Святой Пасхи - не только взрослых, но и детей.

(Журнал "Богословские труды" №31)


Tags: Россия, интересно, история, православие в России, христианство
Subscribe
promo iov75 january 2, 2015 16:25 5
Buy for 20 tokens
Предположим, что война культурных миров и цивилизаций имеет прямое отношение к духовной составляющей современного человека. При этом (в духовном отношении), пока ангелы борятся с аггелами, за сердце человеческое (если позволите перефраз известной мысли Достоевского), человек с…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments