iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

УКРАИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ



Уход митрополита Владимира от руководства Украинской православной церковью (УПЦ) ожидался многими — в последние годы владыка тяжело болен. Ближайшее окружение делало все, чтобы продлить его пребывание в должности предстоятеля, чтобы не допустить прихода к руководству церковью кого-либо из трех митрополитов, связанных с Москвой — Агафангела Одесского, Илариона Донецкого или Павла Вышгородского (настоятеля Киево-Печерской лавры). Появление любого из них (особенно Агафангела) во главе церкви означало бы усиление влияния патриарха Кирилла на украинскую внутрицерковную жизнь. И одновременно — резкое ослабление позиций молодых архиереев, которые стремятся дистанцироваться от Москвы и ощущают себя в большей степени представителями украинского православия, а не «Русского мира». К таковым прежде всего относятся митрополиты Антоний Бориспольский (управляющий делами УПЦ — своего рода «премьер-министр» церкви) и Александр Переяслав-Хмельницкий (секретарь владыки Владимира, находящийся в остром конфликте с «промосковским» митрополичьим триумвиратом).

Однако именно сейчас настал момент, когда митрополита Владимира смогли отпустить на покой. Свержение Виктора Януковича резко ослабило позиции всех трех митрополитов, которые тесно связаны не только с Москвой, но и с Партией регионов. Маневры «майдановцев» вокруг Киево-Печерской лавры — которые в России многие приняли за подготовку штурма знаменитого монастыря — были в немалой степени связаны с недоверием к персоне ее настоятеля. Митрополиту Илариону пришлось опровергать слухи об укрывательстве Януковича в одном из донецких монастырей. Что касается владыки Агафангела, то он и в прежние времена представлялся многим украинским церковным деятелям (вовсе не принадлежавшим к «ближнему кругу» митрополита Владимира) слишком ревностным сторонником Кирилла, готовым упразднить даже нынешнюю ограниченную самостоятельность УПЦ.

Теперь выборы нового предстоятеля могут привести к иным результатам, чем при Януковиче. Реально обсуждаются две кандидатуры.Митрополит Антоний Бориспольский, который может быть неплохо совместим с новым руководством страны, но при этом необычно молод для ведущих церковных деятелей на постсоветском пространстве (ему 46 лет). И митрополит Онуфрий Черновицкий, избранный местоблюстителем, то есть исполняющим обязанности предстоятеля. 69-летний владыка уже в течение пары десятилетий управляет одной из самых западных епархий УПЦ, а ранее многие годы монашествовал в Троице-Сергиевой лавре. Митрополит Онуфрий известен своим неучастием в конфликтах, сотрясавших церковь в последние годы, и отсутствием видимого интереса к политике. Он может стать основным кандидатом на выборах предстоятеля в качестве компромиссной фигуры — но только в том случае, если сам захочет участвовать в избирательной кампании, которая и в церкви не является высокодуховной (вспомним хотя бы выборы московского патриарха, сопровождавшиеся «войной компроматов»).

Но заседание украинского Синода примечательно не только назначением местоблюстителя, но и другими событиями. Во-первых, создана комиссия по диалогу с представителями неканонических церквей — УПЦ КП и УАПЦ. Разумеется, никто не может гарантировать успешности этого начинания, пока, во всяком случае, перспективы найти взаимопонимание между сторонами скорее вызывают скепсис. Но важнее другое: после того как УПЦ КП в сознании украинского общества теснейшим образом «соединилась» с Майданом (представители этой церкви активно помогали раненым «майдановцам», организовав в Михайловском Златоверхом монастыре настоящий полевой госпиталь), полностью игнорировать ее становится невозможно. Хотя фигура анафематствованного Филарета, как и ранее, остается серьезнейшим препятствием для любых серьезных контактов, но молодые архиереи с обеих сторон не выглядят полностью несовместимыми. Они не участвовали в драматическом расколе 1992 года и сформировались как личности уже в независимой Украине.

Новый местоблюститель в день своего избрания переговорил по телефону с патриархом Кириллом. Приличия соблюдены, но, похоже, что патриарха поставили перед фактом принятых на Синоде решений. Об этом свидетельствуют и тексты документов, принятых синодалами. В обращении к власти содержится осуждение преступных действий прежнего руководства, спровоцировавшего «кровопролитие на улицах и площадях Златоверхого Киева» — это позиция, полностью расходящаяся с официальной российской точкой зрения. В обращении к епископату, духовенству, монашеству и мирянам содержится призыв не поддаваться на провокации и ни в коем случае не поддерживать лозунги, направленные против территориальной целостности Украины. Это ответ «горячим головам», мечтающим об отделении от Украины как можно большего количества регионов Юго-Востока страны. УПЦ показала новым властям, что готова с ними взаимодействовать — тем более что на Майдане было немало принадлежащих к ней верующих (в том числе и статусных политиков — таких как Петр Порошенко, например). Другое дело, что многие «победители» относятся к УПЦ как к «московской» церкви — поэтому спокойное развитие ей не гарантировано.


Источник: Ежедневный журнал

Tags: Украина, православие
Subscribe

promo iov75 april 4, 2020 17:07 3
Buy for 40 tokens
Читаю книгу Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Это второе издание Академии наук СССР (институт востоковедения). Издательство «Наука» 1973 г., в переводе Д.Е. Бертельса. Ответственный редактор В.И. Беляев. Немного о книге. Книга швейцарского востоковеда Адама Меца…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments