Еще недавно израильские СМИ представляли Папу Франциска другом евреев. Сам Понтифик дает к этому поводы. Например, 13 февраля с.г. он принял делегацию «Американского еврейского комитета». Папа назвал отношения иудеев и католиков «братскими».
Тем не менее в СМИ появились публикации о том, что Папа собирается предпринять некоторые недружественные действия по отношению к еврейскому государству. Газета «Макор ришон», близкая к правым кругам Израиля и поселенческому движению, даже утверждает, что Папа даст повод палестинцам использовать свой визит как рычаг политического давления на израильскую администрацию. Газета высказалась в том смысле, что Папа из Аргентины предстанет в образе «палестинского Че Гевары».
«Макор ришон» ссылается на слова раввина Сергио Бергмана, депутата парламента Аргентины и близкого друга Папы Бергольо. Понтифик якобы поддерживает борьбу палестинцев за свои права и проводит аналогию между страданиями палестинцев, как их описывают на Западе сторонники Палестинской автономии, и страстями Иисуса Христа. Возможно, Папа готовит какие-то заявления на эту тему.
Похожие новости поступили из другого источника – газеты «Едиот ахронот». Это издание более сбалансировано в своей редакционной политике, чем «Макор ришон», поэтому дает более сдержанную информацию. Тем не менее газета сделала достоянием общественности предполагаемые планы Понтифика совершить торжественное богослужение в Вифлееме, то есть на территории Палестины. Правда, объявляя 5 января о своих планах посетить Святую землю, Папа ничего не говорил про мессу в Вифлееме. Газета ссылается на свои источники в Католической Церкви. «Едиот ахронот» также сообщает, что руководство Израиля расстроено этим фактом, а также тем, что Папа проведет на территории еврейского государства очень короткое время.
С тех пор как Хорхе Мария Бергольо в марте 2013 года был избран Папой Римским, израильские и палестинские официальные лица соревновались в любезности по отношению к новому Понтифику. Президенту Израиля Шимону Пересу первому – еще в апреле – удалось пригласить в свою страну Франциска. «В эти дни появляется новый шанс для мирного сосуществования, и ваш приезд мог бы стать значительным вкладом в дело мира», – сказал президент. В октябре Папу в Ватикане с промежутком в неделю посетили глава Палестинской автономии Махмуд Аббас и спикер Кнессета Юлий Эдельштейн. 2 декабря Папа принял на аудиенции премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. От всех троих Понтифик также получил приглашения на Святую землю.
Пока неизвестна реакция указанных израильских политиков на публикации в прессе по поводу возможных заявлений Папы Франциска в духе Че Гевары. Свой комментарий дал замминистра иностранных дел Израиля Зеэв Элькин, принадлежащий к правой коалиции «Ликуд-Бейтейну». В интервью «7-му каналу» дипломат рассказал, что правительство следит за переговорами Ватикана и Палестинской администрации. Однако заявления раввина Бергмана кажутся ему «чрезмерными». «Наша работа заключается как раз в том, чтобы убедиться, что там не будет никаких экстравагантных жестов и чрезмерно громких фраз, и у нас есть инструменты для этого», – сказал Элькин. По словам чиновника, Ватикан имеет на Ближнем Востоке довольно важные интересы, которые будут тщательно оберегать, чтобы они не пострадали из-за острой пропалестинской риторики Папы, как ее представляет раввин Бергман. «В Ватикане не хотят ставить под угрозу свои интересы на Ближнем Востоке», – заверил замминистра.
На упоминавшейся выше встрече с делегацией «Американского еврейского комитета» Папа Франциск рассказал о своих планах посетить Иерусалим и выразил надежду, что «результатом этого паломничества станут плоды литургического общения, надежды и мира».
В этой связи израильская общественность также опасается некоторых сделок между правительством и Католической Церковью. По некоторым данным, во время визита Папы в мае могут быть достигнуты договоренности о передаче под контроль РКЦ Сионской горницы, где расположены христианская святыня – горница Тайной вечери и усыпальница царя Давида, являющаяся местом поклонения иудеев.
Что касается палестинской стороны, то она высказала свое отношение к визиту еще 5 января, как только Папа с балкона собора Святого Петра объявил, что поедет на Святую землю. Палестинское новостное агентство WAFA сообщило: глава ПА Махмуд Аббас надеется, что этот визит «поможет облегчить страдания палестинского народа, мечтающего о свободе, справедливости и независимости».
Как уже было сказано выше, Папа Франциск и представители Ватикана не сообщали подробностей предстоящего визита, тем более таких, которые позволили бы говорить, что Понтифик становится на чью-либо сторону в конфликтах на Ближнем Востоке. Папа Бергольо с самого начала своего понтификата говорит о достижении мира между мусульманами и христианами, о необходимости прекращения конфликтов в регионе, прежде всего в Сирии. Кстати, в одной из публикаций промелькнуло сообщение, что Папа намерен посетить в Иордании лагерь беженцев из Сирии. Представители королевской канцелярии Иордании заявили, что часть визита, которая будет проходить в Аммане, станет «значительным этапом на пути к братству и всепрощению между мусульманами и христианами».
Пишут, что Папа не понаслышке знает жестокие реалии ближневосточных конфликтов. Молодой иезуит Бергольо приезжал в Израиль в 1973 году, в самом начале войны Судного дня. Согласно публикации в Times of Israel, священник из-за конфликта вынужден был провести шесть дней затворником в иерусалимском отеле.
Случайно или сознательно Папа наполнил символическим смыслом даже дату, когда он сделал объявление о предстоящем визите. 5 января исполнилось 50 лет с того дня, как в Иерусалиме встретились Папа Римский Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор, чтобы дать начало историческому примирению двух ветвей христианства.
Все остальные размышления о политике Папы Франциска выводят нас в область конспирологии. Можно, конечно, предположить, что взятая на себя Франциском задача примирить мусульманский и христианский мир предполагает «ритуальную жертву» в виде еврейского государства. Нынешнему Понтифику политически легче это сделать, чем его предшественнику. Еврейский мир относился к Бенедикту XVI с подозрением из-за его «гитлерюгендовского» прошлого. Бергольо же был с самого начала объявлен «другом еврейского народа», и с этих позиций ему легче критиковать Израиль. К этому его подталкивает и дискурс борьбы за права развивающихся стран и угнетаемых народов, в который Папа старательно вписывается, начиная с первых своих публичных выступлений с высоты Святого Престола.
В этом смысле любопытная публикация появилась в июле 2013 года в левой аргентинской газете Miradas al Sur. Богослов Рубен Дри рассказал в интервью про Бергольо, которого хорошо знает по службе в Буэнос-Айресе. По версии Дри, образ Папы Франциска как защитника бедных в странах третьего мира направлен против влияния современных левых идеологий Латинской Америки вроде чавизма. «Церковную иерархию и Папу волнует, что эти движения являются политическими, что они тоже «за народ», но за участие народа в политике, в сущности, за установление народной власти, а это отбирает власть у Церкви», – предполагает собеседник газеты. «Вы заметили, что Бергольо все время улыбается? – обращается Дри к журналисту. – Мы в Аргентине к этому не привыкли, здесь он не улыбался никогда. Он долго учился этому, все его жесты тщательно отрепетированы. Прямо сценическая постановка. В вопросе бедности он даже переигрывает. Все это политически продумано, чтобы обратиться к народу привлекательным лицом, чтобы оторвать бедных от политических проектов, которые я упомянул, и от пятидесятнических Церквей».
Если продолжить эту мысль в отношении Ближнего Востока, можно предположить, что явление Папы этому неспокойному региону должно означать его стремление заняться проблемами бедных и угнетенных и в этой части света. Возможно, Католическая Церковь готова предложить альтернативу тем исламистам, которые разыгрывают в арабском мире карту социального недовольства. Тем более сейчас, когда исламисты вовсю используют народное возмущение в ходе арабской весны. С другой стороны, арабы устали от фанатизма «Аль-Каиды» и ее приспешников.
Нельзя сбрасывать со счетов интеллектуальный фактор христианской части арабского сообщества. Как пишет политолог Дауд Куттаб в издании Al-monitor, «несмотря на то, что число арабских христиан стремительно сокращается, они все равно оказывают сильное влияние на национальное самосознание и мышление в арабском мире». «В таких странах, как Ливан, Ирак и Палестина, очень озабочены тем, что Католическая Церковь под руководством Папы Франциска предпримет, чтобы остановить масштабную миграцию и вдохновить оставшихся христиан на то, чтобы они не покидали свои страны. Палестинские христианские лидеры утверждают, что эмиграционная проблема приводит к тому, что святые места превращаются в мертвые камни. Удельный вес арабских христиан очень мал, но усилия по их поддержке требуются колоссальные», – пишет арабский аналитик.
Возможно, в замыслы Святого Престола как раз входит вдохновить Ближний Восток на движение по отстаиванию социальной справедливости, но не на основе исламизма или арабского национализма, что арабы уже проходили, а на базе неких общерелигиозных политических ценностей. Это движение, по замыслу, могло бы сплотить мусульман и христиан. В этой связи подошел бы даже образ латиноамериканского революционера Че Гевары, который в юности, уподобившись христианским святым, работал в колонии для прокаженных.
Кстати, еще в начале нулевых в СМИ отмечалась популярность среди палестинцев образа Че, опять же в связи с усталостью от монополии исламистов на социальный протест. «В последнее время наряду с традиционными граффити-лозунгами «Исламского джихада» и «Хамаса», украшающими стены зданий в Газе и других городах Палестинской автономии, – говорилось в одной такой публикации, – все чаще стали появляться написанные на стенах огромные портреты кубинского революционера Че Гевары. «Че Гевара был настоящим революционером, и мы, палестинцы, в общем, занимаемся тем же», – объяснил журналистам один из палестинцев. Таким образом, латиноамериканский революционер становится символом интифады для тех арабов, которые не идентифицируют себя с мусульманскими идеалами».
Неудивительно, что на таком фоне появляются предположения о революционном шествии по Святой земле Папы, прибывшего с Пылающего континента. Однако, как это обычно бывает в ватиканской политике, реальные итоги визита Понтифика скорее всего окажутся умеренными и охладят горячие головы как среди израильтян, так и палестинцев.
Источник: НГ-религии
Journal information