iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Сергиев Посад: православная архитектура XIV-XVII веков Ч. I

Я уже писал, что начало городу Сергиев Посад (он получил статус города только  в 1782 г.) положил Троицкий монастырь. Исключительный духовный авторитет монастыря, яркий след в истории России, особое положение, богатство и поддержка Москвы дали его насельникам возможность непрерывно возводить необходимые сооружения. В итоге, мы имеем красивейший монастырь (который и остается таковым) в северо-восточной Руси.
Его архитектурный ансамбль (комплекс строений которой создавался в течении шести веков) не просто узко-национальное достояние всей России, но и памятник мирового культурного наследия.
Ансамбль монастыря, складывающийся в течении XV-XIX вв. включал в себя не только уникальные черты зодчества наших древних мастеров, но и задавал архитектурный архетип, для последующего развития русской национальной архитектуры. Примечательно, что здесь не нашли свое применение талантливые зодчии и выдающиеся мастера Запада. Именно этот факт, делает архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, сугубо национальным памятником отечественной культуры.
Постижению логики генезиса русской православной национальной архитектуре Троице-Сергиевой Лавры нам поможет знакомство с основными этапами его развития.

О древнем облике монастыря мы знаем, в действительности очень не много. Только в XV в. составители "Житий" преп. Сергия Епифаний Премудрый и Пахомий Серб обрисовали "Дом Живоначальной Троицы" как пустынную, дикую, поросшую лесом местность, где медведи подходили к кельям, а по ночам выли волки.


художник Павел Рыженко

Как мы помним, период пустынножительства преподобного Сергия был недолгим. Уже при его жизни, во второй половине XIV в., была расширена территория обители ( в связи с пополнением братии) и осуществлена планировка. Кельи были расставлены "четверообразно", с церковью посредине, что и определила особенность архитектурного облика Троице-Сергиева монастыря - главная площадь с храмом, окруженная прямоугольником жилых построек. Игумен "монастырь больший воздвиг, келии четверообразно сотворити повеле, посреде их церковь во имя Живоначальные Троицы отовсюду видима, яко зерцало; трапезу же и ина елика на потребу братиям".


миниатюра из Лицевого Жития преп. Сергия Радонежского XVI века

В 1408 г. монастырь был сожжен татарами. На месте старой деревянной церкви Троицы ученик преп. Сергия преп. Никон построил новую, тоже деревянную. Старая деревянная церковь Живоначальной Троицы была перенесена к востоку, на то самое место, где сегодня находится Духовская Церковь.
Это одно из самых интересных и редких строений на территории Троице-Сергиевой лавры. Полное название - церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Построена она в 1476 году лучшими псковскими мастерами, которых пригласил Василий III для восстановления рухнувшего Успенского собора в Москве. Зодчие отказались восстанавливать храм, и были направлены в Свято-Троицкую обитель. (http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13017#ixzz2r8DkpOtm)



При преп. Никоне Радонежском, за пределами четырехугольника келий, окружавшего уже два храма, находились различные службы и огороды. В это же время была поставлена и чудотворцева житница, одна из точно известных хозяйственных построек монастыря, сохранявшаяся в обители, вероятно, вплоть до конца XVII века.
Монастырь был обнесен крепкой деревянной оградой, рубленой "тарасами", то есть плотно поставленными друг к другу деревянными срубами, заполненными землей. При таком устройстве защитной стены, в то время делался и защитный ров. Ранее, я писал о том, что преп. Сергий провел годы своего отрочества в окружении воинов Радонежа и во времена Орды. Понятно, что этот факт не мог не отразиться и на древней планировки монастыря-крепости.

Неизвестно, где в древние времена находился главный вход в Троице-Сергиеву Лавру. Многие исследователи считают, что перовначально он находился с запада, на месте современной Пивной башни, так как именно отсюда открывался самый лучший вид на Троицкий Собор - главный храм монастыря.


Пивная башня (XVI – XVII вв.)

Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м, размеры в плане – 19х16,5 м. В башне 7 ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 гг., башня была капитально перестроена до 1641 г. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате.

Однако все же следует считать главным входом в Лавру восточные ворота, так как только эта сторона древней обители наиболее удобна для устройства дороги и въезда.
Над востоными воротами была церковь во имя Дмитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Донского. В 1512/13 г., ещё при деревянной стене, здесь были поставлены новые ворота из камня, что выделяло данный въезд как основной. Надвратная церковь приобрела тогда предел в честь Василия Парийского, святого покровителя  московского князя Василия ивановича. Позже другая надвратная церковь именовалась уже Сергеевской.

В 1469 г. в монастыре была построена каменная трапезная (на месте бывшей деревянной) - подрядчик Василий Дмитриевич Ермолин.

А древнейшая сохранившаяся постройка Троице-Сергеева монастыря - белокаменный Троицкий Собор 1422 г. воздвигнутая в "похвалу" преп. Сергию. Этот уникальный памятник раннемосковского зодчества, был поставлен на средства сына Дмитрия Донского, он стал одним из первых мемориальных сооружений на Руси.



продолжение следует ...
Tags: Сергиев Посад, история, преп. Сергий (Радонежский)
Subscribe

promo iov75 april 4, 2020 17:07 3
Buy for 40 tokens
Читаю книгу Адама Меца «Мусульманский Ренессанс». Это второе издание Академии наук СССР (институт востоковедения). Издательство «Наука» 1973 г., в переводе Д.Е. Бертельса. Ответственный редактор В.И. Беляев. Немного о книге. Книга швейцарского востоковеда Адама Меца…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments