iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Крещение Христово. С Праздником!

Зачем было нужно Христу крещение от пророка Иоанна (имеющее своею целью прощение грехов, хотя сам Иоанн это прощение не давал) Тому, Кто давал отпущение грехов? Как пишет Еп. Кассиан: "крещение, как запечатление покаяния имело в Ветхом Завете символическое значение в актах ритуального омовения. И в этом смысле оно сопоставимо с омовением как ессеев, так «в равной мере и с ритуальными омовениями Моисеева закона». «Перед лицом вечной Правды крещение Иоанново имело значение не абсолютное, а временное. Крещения Господня от Иоанна требовали условия данного момента («оставь теперь»). Запечатлевая крещением покаяние, Иоанн был Предтечею Мессии на путях Ветхого Завета. Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая Крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя» (Еп. Кассиан (Безобразов) «Христос и первое христианское поколение» М. 2001 г. с. 25). Но это не все.



Дело в том, что в отличие от ритуального омовения кумранитов или ессеев, для которых предварительное раскаяние в грехах и очищение души было обязательным аспектом религиозного очищения, в ветхозаветном законодательстве  носило механическо-прикладное значение, связанное скорее с очищение не души, а тела. Более того, до нас дошли далекие отголоски споров, которые вели по поводу ритуальных омовений фарисеи и так называемые в талмудической литературе «погружающиеся (или: окунающиеся) в воду поутру. Возможно, эти «погружающиеся» являются ессеями или разновидностью ессеев, но нет достаточных данных, чтобы говорить об этом утвердительно. В Тосефте Yadayim 2, 20 мы читаем: «Сказали «погружающиеся утром»: мы упрекаем вас, фарисеев, что вы упоминаете имя Бога утром без погружения (в воду). Отвечают фарисеи: мы упрекаем вас «погружающиеся (в воду) утром», что вы произносите имя Бога из тела, в котором есть нечистота» (Переферкович, 1904, с. 626).

Независимо от деталей и тонкостей этого спора, теперь неясных, цитированный отрывок показывает, что в период Второго Храма существовала сектантская практика ритуальных омовений, которой противились фарисеи, творцы нормативного иудаизма. У фарисеев возобладала тенденция, нашедшая свое наиболее яркое выражение в законодательной деятельности Гиллеля, тенденция смягчения остроты ригористических и затруднительных правил, связанных с так называемой «ритуальной чистотой». Ессеи же, напротив, со всею строгостью соблюдали все законы «чистоты» и, судя по Antt: 18: 1, 5, № 19, возможно, вводили новые правила «очищений какие считали нужными». По-видимому, эти «очищения» были заменители кровавых жертвоприношений в храме, куда, как известно, ессеям не было доступа».

Суть же иудейского обряда омовения, которое можно считать наиболее приближенным по своему внутреннему и духовному смыслу к Крещению Иоаннову, выражено в словах пророков Исаии 1:16-17 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову», и Иезекииля 36: 25-26 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотянное». Но в то время, эта духовная сторона ритуала омовения в традиционалистско-фарисейском иудаизме была утеряна, тогда как иессеи и Иоанн Креститель требовали предварительного и обязательного покаяния и внутреннего очищения перед принятием ритуала погружения или пробуждения, просветления.
«После ангела воздуха устремитесь к ангелу воду. Сбросьте обувь свою и одежду и дозвольте ангелу воды обнять все ваше тело. Отдайтесь целиком в его объятия, и всякий раз как вы даете движение воздуху дыханием своим, давайте движение воде своим телом. Истинно говорю вам, ангел воды изгонит из тела вашего всю нечистоту, которая оскверняла его внутри и снаружи. И все нечистое и зловонное всплывет и удалится от вас…Ни один из людей не может предстать перед лицом Бога, если он не прошел через ангела воды. Воистину, все вы должны родится заново от воды и от истины, ибо тело ваше принимает омовение в реках земной жизни, а дух ваш - в реке жизни вечной» («Евангелие мира от ессеев» М. 1995 г. с.12).

Только на славянских языках пророк Иоанн назван Крестителем и именно, в связи с таинством Крещения Христова. Это связанно с тем, что только ко временам св. равноап. Кирилла и Мефодия, богословие развилось до понимания «погружения» в водах Иорданских как принятия Господом Креста, а, следовательно, и «Крещения». Святому - крещение в ветхозаветном понимании ритуала омовения было абсолютно не нужно: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14).

Крещение Господне по своей глубинной сути уникально и, на самом деле, является началом «отдачи» и «крестного пути» за человечество, за нас. Вот почему, это таинство является аутентичным только для христиан, которые крестятся во Имя Господа Иисуса Христа. А если помимо того духовного значения ритуала погружения, о котором мы говорили выше, мы учтем и второе религиозное значение воды - как «бездны и глубины водной», в которую при погружении опускался человек, оставляя в ней свою нечистоту и смрад, («Не море ли жизнь наша и дела человеческие? В нем много соленого и непостоянного, которое волнует наши помыслы. Тимение есть порождаемые умом нечистые помыслы. Ибо они поднимаются, как из болота зловоние и заразительные испарения. Тимение глубины (болотная тина) и глубины морские указывают на глубокое смертельное падение человека, и самый АД». (Свят. Василий В. свят. Григорий Богослов, св. Афанасий В.,) толков. на 68 псалом. («Псалтирь. В святоотеческом изъяснении». Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2003 г.с.254)), тогда смысл Крещения (помимо уже указанного) предстанет во всем своем величественно-божественном образе - Господь, погружаясь в Ад, поднимает и берет на себя грехи ВСЕХ!

«И вот Христос пришел на Иорданские воды: в этих водах уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством, в эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос, окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный. Этот момент крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни…Теперь человек Иисус Христос, эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но и всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, носящие в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную. Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсимановского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие в ад» (Митр. Антоний Сурожский «Проповеди и беседы» М. 1991 г. С. 15). Интересно, что понимание Крещения как вступление в новую, Божественную жизнь, жизнь со Христом, мы находим уже у первых христианских апологетов. Так, например: «Крещение у св. Иустина понимается как рождение заново, предполагающее преданность принятой вере и обещание жить согласно христианским принципам. Несомненно, что Иустин имеет в виду крещение взрослых.

Интересно отметить настоятельность, с которой он несколько раз говорит о крещении, как о вступлении в новую жизнь, и ни словом не упоминает о том, что, на Западе стало считаться основным смыслом обряда - во оставление первородного греха. Отсутствие понятия вины потомков за первородный грех характерно для восточно-православной святоотеческой мысли, тогда как на Западе утвердилась идея, что все люди разделяют «вину» Адамова грехопадения и могут очиститься лишь посредством крещения. Восточная практика крещения младенцев не предполагает их греховности или «виновности», но основана на том, что младенцы рождаются в греховном мире, в «этом» мире, а потому тоже нуждаются в даре обновленной жизни».

Вся сложность понимания евангельской проблематики, с которой мы будем постоянно сталкиваться в дальнейшем, вытекает из парадоксальности самой Личности Богочеловека. Халкидонский орос (451 г.) определив природу Богочеловека через 4 апофатических наречия: неслитно, непревращенно, неразделимо, неразличимо – с одной стороны лишил нас возможности рациональных спекуляций на тему природы богочеловека, (а, следовательно, абсолютно понятных поступков и мотивов Христа), но с другой, открыл и выразил для нас, неисчерпаемый смыл, познаваемый в радостной тайне благовестия. «Бог по беспредельной любви к нам, Сам сошел на землю, чтобы оживить свой образ, спасти нас и рассеять тьму, в которой мы безнадежно блуждали. Христово откровение озарило нас своим небесным светом внутренний мир тех, кто всецело устремился к Нему и воспринял Его; в Нем они увидели и свою Богодарованную им первозванную красоту, и свое бесконечно великое призвание, и совсем затерянный было путь к познанию Творца».

С ПРАЗДНИКОМ, друзья!
Tags: история христианства, нравственность и общество, размышления
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments