iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

В поисках утраченного Смысла

Череда различных скандалов вокруг духовенства РПЦ МП является признаком общего расстройства, если не разложения, всей патриархийной Системы. С этим согласятся, пожалуй, даже сторонники конспирологических версий — видящие в происходящем руку всесильного Кесаря, раздраженно пытающегося загнать бесконтрольную и «православно-благоухающую» стихию хоть в какие-то рамки приличий.

Но как соотносятся кризис Системы и личностные проблемы ее составных элементов — тех самых попов, которые по отдельности не столь уж и плохие люди, в большинстве своем даже верующие?

Можно вспомнить об «эмоциональном выгорании». Это характерно скорее для тех, кто пришел в Систему извне, в неофитском угаре, вдохновляясь Евангельским идеалом, святыми отцами и иным душеполезным чтением. Что зачастую происходит дальше — образно (а для некоторых ситуаций и конкретно), грубовато, но верно описывается в стишке, который сочинил один епископ еще в бытность архимандритом:

Четки в руке и в котомке Псалтырь —
Юный послушник пришел в монастырь.
Нравы монахов суровы у нас:
В мир возвратился крутой п.....с.

Представители потомственного, «левитского» духовенства столь яркой деградации «от вышеестественного к противоестественному» чужды — не потому, что избегают второго, а потому, что не дерзают на первое: корпоративная «этика» Системы усваивается ими с младых ногтей. В конце концов к их уровню и приходят вчерашние пламенные неофиты (хотя и смотрятся среди наследственной «поповки» белыми воронами): возвышенные стремления рассасываются, умные книги ставятся на пыльную полочку, а кандидат в добрые пастыри становится обычным требоисполнителем с богословием в стиле известной сентенции «требник — поповский хлебник».

И все же рискнем предположить, что большинство духовенства МП — за исключением ведущих совсем уж животное существование — испытывает в той или иной степени внутренний дискомфорт, не всегда, впрочем, осознаваемый, но динамично развивающийся вместе с «победоносным шествием» гундяевской эпохи. Кто с этим принципиально не согласен, может дальше не читать.

Исходя из того, что основная масса попов МП не столь плоха и верующая (см. выше), у них не может вообще отсутствовать совесть. Тогда главную причину личностного кризиса МП- духовенства можно определить так: конфликт совести (голоса Бога в душе человека) с агрессивными и далекими от христианства системными реалиями МП, особенно показательными в последние годы.

Внешне такой кризис проявляется по-разному: в компульсивном переедании и в пьянстве, в распутстве, во властолюбии и в стяжательстве, в неустанной борьбе с «жыдо-масонами» и в поисках чисто светских, иногда экстравагантных развлечений (туризм, байкерство, дайвинг и т.п.). Однако благодаря достижениям психологии ХХ века мы можем не ограничиваться перечислением симптомов и назвать этот кризис приличествующим ему именем: ноогенный невроз.

Данный термин ввел Виктор Франкл (1905-1997), знаменитый психолог, создатель теории логотерапии и экзистенциального анализа. Его теоретическая концепция основывается на фундаментальном понятии «смысл» и включает в себя три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Основной тезис первого учения: «Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию [1] или вакуум, если это стремление остается нереализованным» [2]. А экзистенциальный вакуум (отсутствие смысла жизни) порождает специфический ноогенный невроз, о котором Франкл говорит так:

«Мы определяем ноогенный невроз как такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом, каким может быть, например, конфликт между «Суперэго» и истинной совестью, когда последняя по необходимости противостоит первому» [3].

То, что слово «Суперэго» заключено в кавычки, показательно: Франкл, начавший свою деятельность как последователь Фрейда, затем отошел от традиций психоанализа. В данном случае это понятие употреблено в общем смысле, означая нормы культурного поведения в обществе и связанные с ними формы социального одобрения поведения [4].

Применительно к нашей теме аналогия очевидна: совесть попа из МП — постольку, поскольку он вместе с блаженным Августином может сказать Богу: «Ты создал нас для Себя, и душа наша дотоле томится и не находит покоя, доколе не успокоится в Тебе» [5], — вступает в неизбежный конфликт с требованиями Системы. И от ноогенного невроза тут никуда не деться.

По оценкам Франкла и его последователей, около 20 % неврозов, с которыми им приходилось встречаться, являлись ноогенными по природе и происхождению [6]. Применительно к клирикам МП такой процент, пожалуй, должен зашкаливать...

Приведем теперь обширную цитату из Виктора Франкла о проявлениях ноогенного невроза:

«... Философия не есть просто сублимация секса: скорее секс часто служит удобным средством бегства как раз от тех философских и экзистенциальных проблем, которые осаждают человека. (...)

...Я утверждал, что сексуальное удовольствие может служить средством бегства от экзистенциальной фрустрации. В тех случаях, когда воля к смыслу фрустрирована, воля к удовольствию оказывается не только ее производной, но также и ее заменой. Воля к власти служит аналогичной и параллельной цели. Только если первоначальная забота об осуществлении смысла фрустрирована, человек стремится к удовольствию или удовлетворяется властью.

Одна из форм, которую принимает воля к власти — это то, что я бы назвал стремлением к деньгам. Стремление к деньгам объясняет многое в профессиональной сверхактивности вместе с сексуальной сверхактивностью, которые служат бегству от осознания экзистенциального вакуума. (...)

,.. Для тех людей, которые жаждут иметь деньги, как будто это может быть целью само по себе, «время — деньги». Они проявляют стремление к скорости. Для них более быстрая машина становится целью сама по себе. Это механизм защиты, попытка избежать столкновения с экзистенциальным вакуумом. Чем меньше человек сознает цель, тем скорее он старается ехать» [7].

Иллюстрации из текущей жизни РПЦ МП к этим мыслям знаменитого психолога читатель легко подберет самостоятельно (например: пресловутый брегет, Казанская семинария, московские авто-попы).

Рассматривая ту же проблему с точки зрения аскетики, можно увидеть, что описываемый Франклом ноогенный невроз вполне соотносится с действием страсти уныния (греч. — «акидиа», буквально: беззаботность, беспечность), поражающей всю полноту личности.

Преподобный Максим Исповедник указывает:

«Все другие страсти захватывают только либо яростную часть души, либо желательную часть, либо часть мыслящую, как, например, забвение и неведение. Уныние же, охватывая все силы души, приводит в движение почти все страсти. Поэтому оно из всех других страстей самое тягостное» [8].

Русский аналог слова «акидиа» обычно употребляется в смысле, несколько отличном от святоотеческого. Для большей ясности профессор А.И. Сидоров в комментариях к «Главам о любви» преп. Максима приводит варианты перевода «акидиа» в других языках: французский — «духовная лень» (paresse spirituelle), английский — «дух обескураженности» (the spirit of discouragement), «лень», «апатия», «дух беспокойства и неспособности приложить свои силы к какому-либо делу» [9].

Другой современный автор описывает разрушительное действие уныния для духовной жизни:

«Если с этой страстью тупо бороться, то она поборет. В какой-то степени ей можно противостоять, и это необходимо делать, как бы ни было тяжело. Но и это бесперспективно, она обязательно нас поборет. И кончится наша христианская жизнь, если ничего другого не предпринимать, тем, что через несколько лет мы совершенно уйдем из христианства или будем ходить в церковь иногда по праздникам, а наше увлечение христианством, юношеское или неюношеское, будет казаться чем-то прошедшим. А еще мы можем просто найти себе профессиональные занятия около церкви, которые на самом деле ни в какой степени не являются религиозными, но которые позволят нам как-то обретаться возле храма, но без всякой пользы для души» [10].

Изложенное выше имеет непосредственное отношение и к духовенству («казус Якубовского»). Впрочем, применительно к практикующим клирикам ситуация еще сложнее. Ведь им нужно исповедывать и просто выслушивать людей, отвечать на недоуменные вопросы (слово «миссионерство», напрочь испохабленное персонами вроде Кирилла Фролова, трогать не будем). Такая деятельность отнюдь не способствует борьбе с унынием и, соответственно, преодолению ноогенного невроза. Не случайно преп. Иоанн Лествичник указывает: уныние, «будучи само малодушно, внушает утешать малодушных» [11].

Остается задать извечный вопрос: «Что делать?». Это, пожалуй, каждый должен решить для себя сам. Но пытаться как-то выбраться из топкого болота, опираясь на кривую и надломленную трость корпоративных «понятий» МП, не просто наивно, а опасно для жизни, и не только духовной (за исключением, может быть, решившихся на подвиг юродства). Тот же Лествичник призывает: «Беги из Египта невозвратно, ибо сердца, обратившиеся к нему, не увидели Иерусалима, то есть земли бесстрастия « [12].

«Свиная мяса и котлы», предлагаемые Системой своим жертвам, только усугубляют течение ноогенного невроза. Ничего лучшего она дать не может — и от такой Системы действительно надо бежать, принимая необходимые санитарные меры. Ведь о губительности духовной антисанитарии предупреждал еще Псалмопевец: «... и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 27).

Увлекаться же обличением поповских грехов, как это давно делают либеральные (а с недавних пор и официальные) СМИ, — дело, может быть, полезное для «текущего момента», но по большому счету неконструктивное и вообще немилосердное. Клирики РПЦ МП, даже сугубые грешники, прежде всего — пациенты, нуждающиеся во враче. Или — во Враче, исцеляющем даже те раны, которые «от закоснелости делаются неисцельными» [13].

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Фрустрация — неприятное психологическое состояние, возникающее у человека при неудовлетворении значимых для него потребностей или неудачах в достижении значимых для него целей (Р.С. Немов. Психология. М.: Юрайт, 2013, с. 619).

[2] Д.А. Леонтьев. Виктор Франкл в борьбе за смысл // В. Франкл. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990, с. 11.

[3] В. Франкл. Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии // В. Франкл. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990, с. 312.

[4] Р.С. Немов. Указ. соч., с. 354.

[5] Блаженный Августин. Исповедь, I, 1.

[6] В. Франкл. Указ. соч., с. 313.

[7] Там же, с. 309­–318.

[8] Преподобный Максим Исповедник. Главы о любви, I, 67.

[9] А.И. Сидоров. Комментарии // Преподобный Максим Исповедник. Главы о любви. М.: Сибирская Благозвонница, 2013, с. 170.

[10] Иеромонах Л. Восемь страстей: беседы в Великий Пост. [Б.м.]: Узкий путь, 2013, с. 49.

[11] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, XIII, 6.

[12] Там же, III, 11.

[13] Там же, V, 30.

Источник: Портал-Credo

Tags: православие в России, христианство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal