iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Святая Русь


фотку взял у nikolas_lambert

Эта идея - имперско-богословское, интеллектуальное образование.
Империя - принципиально не может быть секулярной по своему духу.  И не важно в какие "духовные" наряды она одевается (наприм. римская империя с культом императора, всемирный халифат и т.д.) хоть мессианский коммунизм, как "царствие Божие на земле" = хилиазм, главное чтобы работала "божественная" легитимность, заточенная на её верховного правителя или правителей-олигархов (типа "духовные скрепы").

Москва - Третий Рим и была сакральной квинтэссенцией Русской имперской парадигмы = Святая Русь + народ-богоносец (Достоевский).

С этим стоит немного разобраться.

1) Теория "Москвы - Третьего Рима" лежит не в плоскости политической, а в идее, согласно которой Рим как центр христианской эйкумэнэ, есть странствующее царство (бл. Августин) + удерживающее приход Антихриста и "конца времен". Правда со временем, в эту теорию был привнесён элемент (после падения Зап. Римской империи) политический, а именно - преемственность и передача имперской власти (Византийская империя). Я уже где-то писал, что после падения в 1453 г. Константинополя (мысль об отвержении Византии раскрывается Филофеем постепенно: в послании к Василию III он просто констатирует факт падения Константинополя; в послании к Мунехину по поводу звездочетцев и латинян видит причину его падения в измене греков православной вере, а в послании к Ивану IV падение второго Рима представляется полным и бесповоротным - в связи с Флорентийской унии, которая была воспринята как предательство православия), после независимого избрание собором русских епископов, первого русского и по обыкновению не назначенного греками митрополита Ионы (1448 г.), а также на фоне возвышения московского князя (присоединения Новгорода и Псков) - эта идея оказалась востребована как никогда."На мой взгляд - говорит историк Вадим Венедиктов -, "концепция Русского мира" впервые получила свое применение на Руси в годы т. н. собирательства Руси, когда первые Даниловичи стали централизовываться вокруг Московских земель. Эта политика привела к тому, что уже к XVI веку именно здесь и проходили основные идейные споры и богословские дискуссии. Концепция "Москва – Третий Рим" (вышедшая из монастырской ограды), обращенная к Великому князю Московскому, является хрестоматийным примером, который необходимо учитывать нашим сегодняшним церковным и общественно-политическим деятелям".

Далее, теория (странствующего Рима) получила свое каноническое обоснование ещё на II Вселенском Соборе, где как известно Константинополь был назван "новым Римом". К сожалению, сейчас совершенно не учитывается эсхатологический мотив оказавший существенное влияние на генезис этой интересной идеи.
А оно имело место быть, а именно в связи с исходом седьмого тысячелетия от сотворения мира (1492 г.) - это скажем так была благодатная почва.
Далее, впервые эта идея была (преемственность христианского царства) высказана в пасхалии "на осьмую тысячу лет" митрополитом Засимой (1492 г.), а только затем в послании Филофея.
Итак, три влияния. 1/Идея странствующего Рима; 2/ передача имперской власти; 3/ эсхатология. А также мессианская идея - но это особая тема.
Идея преемства царства восходит к пророку Даниилу, я не буду сейчас на этом циклиться.
Далее, согласно Ипполиту Римскому, виденный Даниилом истукан символизирует 4 царства, последовательно сменявших в мировой истории друг друга: вавилонское, мидо-персидское, эллино-македонское и римское. Тема странствующего града /царства/, которое находится в скитании, до времени антихриста и бегства в пустыню, встречается не только у Августина но и византийской христианской литературе. В историософской концепции Филофея установление христианского царства в Москве является третьей и последней попыткой создать земное православное царство и задержать приход антихриста.
Теперь о мессианстве. Эта теория содержит идею согласно которой, Бог отвергает один богоизбранный народ и призывает другой /в нашем случае русский/. На самом деле, опять таки не Филофей является создателем этой идеи, а митрополит Иларион, озвучивший этот мотив в своей замечательной книге "Слове о законе и благодати". Эта теория оказала идеологическое подкрепление самодержавной власти в России, как созидание нового Рима, а не продолжение старого. Именно в этом ключе она интерпретировалась Данилевским, Катковым, А.А. Киреевым, Тихомировым. Её отзвуки были в кантате П.И. Чайковского "Москва" на слова А.Н. Майкова, написанной для торжеств по поводу коронации Александра III (О её эсхатологическом смысле напоминает В.С. Соловьёв в стихотворении "Панмологизм": "И третий Рим лежит во прахе, А уж четвёртому не быть").

Что сейчас?

Призывы к объединению вокруг национально-имперской идеи, звучать все громче, а её "жажда" всё требовательней. Причем, чем глубже мы входим в кризисное состояние, тем острее становится эта потребность. В конце концов, творцом и жертвой кризиса (суда) - является сам человек. Только он творит реальность способную как погубить его, так и вознести. Проблема осложняется тем, что национальную идею не только невозможно придумать, но и невозможно заставить принять её (без рефлексии) или заставить поверить в неё. Более того, как справедливо отмечал Хосе Ортега-и-Гессет, любая идеи может быть только тогда воспринята широкими массами, когда сами народы уже готовы и способны к её восприятию. А готовы ли мы?

продолжение следует ...

Tags: размышления
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments