iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Дух древнего монашества Кн 2. Ч II

В продолжении О новом проекте! "Жизнь италийских монахов", Ч I, Ч II, Ч III, Ч IV, Ч V, Ч VI, VII, Ч VIII, Ч IX, Ч X, Ч X, Дух древнего монашества Кн 2. Ч I

Продолжаем рассказы о Жизни италийских монахов, изложенные в бессмертных Творениях Папы Римского Григория Великого (ок. 540–604 г.г. В славянской традиции – Григория Двоеслова) и известных в узких богословских кругах как Патерик Римский или «Диалоги о житии и чудесах италийский отцов и о вечной жизни души».
Те из читателей журнала, которые следили за этими рассказами, помнят что остановился я рассказе о

Венедикте Нурсийском.



Я уже отмечал, что чем дальше углубляешься в «Диалоги» Григория Великого, тем сильнее чувствуешь строгость агиографического канона и зависимость Папы от культурной среды своего неспокойного времени. Хотя агиографический канон и сложился лишь к X – XII вв. (поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие), но культурно-специфическая структура и патристический жанр (канон) изложения  повествования дает о себе знать.

Прежде чем мы пойдем далее, хотелось бы немного остановится на личности этого святого.
Венедикт Нурсийский один из тех столпов древне-христианской Церкви, который не испытал соблазн разделения христианского. И хотя его считают родоначальником западного монашеского движения, корни и дух его подвижнической "системы" неразрывны с раннехристианской иноческой традицией.
Наравне с преподобными Пахомием Великим, Василием Великим, Иоанном Кассианином, он является отцом древнего иночества. Его перу принадлежит монашеский Устав, по праву считающейся важнейшим из монашеских уставов римо-католической  традиции.

              
Образ св. Бенедикта кисти Мантеньи

Устав св. Бенедикта (Regula Benedicti) творчески вбирает в себя традицию древнегалльского монашества, монашества св. Августина и восточного монашества, с которым св. Бенедикт познакомился через сочинения св. Василия Великого и св. Иоанна Кассиана. Одним из источников для Устава святого Бенедикта служил также анонимный монашеский устав «Правила Учителя» (Regula magistri).
В целом, иноческий Устав св. Бенедикта очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности. Вполне традиционно подчеркнут в уставе принцип киновии (общежительского монашества) и принцип монастырской автономии. Сильно подчеркивается в уставе необходимость воспитания смирения, которое, по Бенедикту, важнее суровой аскезы. Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная независимость монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Св. Писания и творений Отцов Церкви. Уставу св. Бенедикта до сегодняшнего времени следуют бенедиктинцы, цистерцианцы, трапписты и, в основных чертах и духе, также картезианцы, имеющие при этом свои особые правила.


Фра Анджелико, Св. Бенедикт Нурсийский, фрагмент                                      
фрески монастыря Св. Марка, Флоренция


Продолжая повествование о св. Венедикте, Григорий Великий переходит в область демонологии. Вообще, пристальное внимание древних подвижников к козням и искушениям бесовским - характерная черта. Это же касается и современных подвижников благочестия. Правда у последних (по всей видимости, это связано с развитием аскетического искуса) борьба тоньше и перемещена в область психологии (душевных свойств и качеств человеческого духа). У древних, натуральней и проще.

"Однажды, когда св. Венедикт находился в уединении, приступил к нему искуситель: стала летать пред самым лицом его небольшая черная птица, называемая в народе дроздом, и так близко вертелась перед ним, что можно было достать ее рукою, если бы св. муж захотел поймать ее; но он сотворил крестное знамение - и птица улетела. Когда же улетела эта птица, последовало такое искушение плоти, какого никогда не испытывал святой муж. Вдруг он видит женщину, которую злой дух привел пред очи его ума: при виде ее сердце раба Божия воспылало таким огнем, что пламень страсти едва умещался в сего сердце, и, увлекаемый страстью, он почти желал уже оставить пустыню. Но скоро, по благодати Божией, он обратил взор на себя самого и, увидев в себе семя страстей, снял с себя одежду, бросился нагой на сосновые иглы и крапиву, долго лежал в них и, только уже когда изранил все тело, встал. Но через раны тела он залечил в теле чувственные порывы, потому что обессилил сладострастие: произведши таким наказанием воспаление снаружи, он истребил то, что горело внутри, и таким образом победил грех, потому что переменил место пламени. С того времени, как после сам рассказывал ученикам, искушение плоти так было укрощено в нем, что после ничего подобного он в себе не чувствовал. Тогда многие уже начали оставлять мир и спешили поступить под его руководство. Свободный от искушения к пороку, он по праву сделался учителем других в добродетели. Потому и Моисей предписывает (Чис.8,24-26), чтобы левиты вступали в служение двадцати пяти лет и выше и только на пятидесятом году делались хранителями священных сосудов".

Первое, на что стоит обратить внимание, это монашеский принцип - исцеление страстей с помощью телесной и физической боли. Причем, в самом буквальном и непосредственном смысле, истязание плоти культивировалось и достигало самых невероятных форм. Древние иноки приковывали себя к скалам, худо одевались, ели крайне мало и редко, не мылись, работали до изнеможения, жили в гробницах (буквально), их замуровывали и т.д. и т.д. Вообще, презрение к плоти древними подвижниками было настолько велико, что нынешние монахи (особенно, проживающие в богатых московских и не только монастырях) только по названию похожи на них. О более мрачных вещах умолчу.

В тоже время, любовь Христова этих величайших подвижников христианства и суровых аскетов, распространялась не только на ближайшие города и веси, но и сияет для нас из глубины веков. Многие из них отдавали все, что имели. Их радушие и гостеприимство поражала всех, кто отваживался посетить их келии, сострадание и жалось к роду людскому была искренной, а самопожертвование безусловным.

Это маяк вечности, укажет верную дорогу для идущих истинным путем Господа!

(продолжение следует … )
Tags: история христианства, монашество
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments