iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Сергиев Посад. Богомольцы и нищии Лавры. Взгляд сквозь века

03906r

Кто в Москве не знает Троицкого Посада и кто не езжал, и не ходил туда на богомолье? Но редко, кто соглашается познакомиться с Троицей не по одной гостинице и Лавре, и то мимолетом. Я же старался изучить жизнь Троицкого посада, особенности его общественного положения и отношения.

Теперь в Троице в год бывает ежегодно до ста тысяч богомольцев, а между тем вы не заметите особенного довольства в жизни обывателей Посада, ни одежда, ни убранство домов, ничто не показывает вам, чтобы богомольцы содействовали благосостоянию троицких жителей. Отчего это происходит? Мне кажется, преимущественно оттого, что посетители посада расходуются главным образом на монастырь и на постоялые дворы. Монастырь, действительно, колоссально богат. Постоялые дворы содержатся дворниками, большей частью пришельцами, снимающими дома на аренду. Дворники, набив себе карман, уходят из Троицы к себе на родину, и там проживают скопленный капитал или оставляют его своим детям. И так, деньги посетителей Посада не идут в пользу жителям. Правда, есть еще класс населения, который получает большие барыши от богомольцев - это ямщики, но странно в посаде нет богатых ямщиков. Может это происходит от разгульной жизни.

Говоря о Троицком Посаде, обыкновенно обращаются к историческим воспоминаниям Лавры и перечисляют заслуги монастыря в истории России, потому повторять старое, давно известное я не буду. Поэтому перейду к другим вопросам. К Троицкому посаду приписан около 13 тысяч жителей, но число постоянных обывателей никогда не превышает двух тысяч, не включая сюда 500 монахов и 100 студентов духовной академии.

Главный промысел троицкого населения - нищенство, так что на 1500-2000 населения 500 нищих. Процент громадный и невероятный. Внутри ограды монастыря трудно пробить себе дорогу: стоя, сидя, лежа, окружают вас нищие, выставляя напоказ свои увечья, так что несмотря на окружающие храмы, вам будет казаться, что вы идете по лазарету. Между действительно убогими толкутся люди всех возрастов: дети, взрослые, старики, здоровые, больные: все протягивают руки и оглушают вас громкими криками: "Подай, Христа ради!" В той же толпе ходят монахи с книжками, собирая на монастыри и юродивые, выискивающие себе суеверных барынь, которые для них готовы на всякие жертвы и приношения. По улицам вы встретите такое же огромное количество нищих, не довольствуясь подаянием из окон постоялых дворов, они входят к вам в номер и осаждают своими просьбами. Чтобы разжалобить богомольцев, нищие прибегают к искусственным увечьям, уродуют себя или притворяются в каком либо недуге. Бывают немые, которые не говорят по целым годам, другие долго хромают и ходят на деревяшках, третьи бывают глухими, до тех пор пока какой-нибудь случай не покажет им выгоду избавится от добровольно принятого увечья. Свое исцеление в таком случае они или приписывают чуду ли, драпируясь в подвиге благочестия, говоря, что добровольно принимали на себя тяжкое наказание за проступок, или в виде испытания человеческой немощи. Разумеется, такие объяснения приобретают им многих поклонников и сума их наполняется с каждым днем все более и более: один богомолец передает другому о его подвиге, и бедная богомолка, сама пришедшая из-за тысячи верст, питаясь подаянием, сочтет за грех не подать этому обманщику. Таким образом пролетариат принимается за религиозный подвиг. Большая часть троицких нищих платит оброк акцизнооткупному комиссионерству, скажу более, пользуясь в Лавре даровым столом, нищие вечером пропивают все, что собрали в течение дня. Но есть и исключения. Я знал в прежние посещения мои одного попрошайку, Гаврилушку, которому барыни постоянно подавали серебром, считая его за юродивого. Нищий Гаврилушка выкупил своего брата от исправления рекрутской повинности, купил себе в Посаде дом, содержал любовницу, лягавую собаку, оставил по себе пять тыс. рублей серебром и все-таки продолжал нищенствовать. Да и в самом деле, какой другой промысел мог давать ему такой огромный доход? Большинство же нищих несут свои деньги в кабаки.

Так как нищенство в посаде - это промысел, то ему обучаются с младенчества. Родители, которые намереваются пустить по этой дороге своих детей, отдают их еще грудным в наем опытным нищим
женщинам, если сами не собирают милостыни. Когда ребенок начинает лепетать, его обучают крику: "Христа ради, подай!" Когда ребенок начинает ходить, он просит держась за полу сарафана своей учительницы. Когда дети достигнут восьмилетнего возраста, их одевают в рубище и пускают одних собирать, чтобы они ничего не утаили, их осматривают донага, с утра назначают сколько каждый должен выпросить. Таким образом к нищенству прививается воровство, чтобы не наказывали за малый сбор. Так продолжается лет до пятнадцати. Девочки в таком возрасте начинают торговать красотой, мальчик идет куда-нибудь работать, но работа не дается им, потому что они не привычны к труду, и потому начинается пьянство, страсть к воровству развивается еще более, а значит впереди тюрьма и острог. Но вот уже наступает блаженное тридцатилетие: развратная, беспутная жизнь изнурила и мужчин, и женщин. Они запасаются деревянной чашкой и ложатся в аллеях лавры, чтобы разжалобить богомольцев. Женщины нанимают детей и тоже идут в эти аллеи. Таким образом живет, поддерживается и размножается целая растленная каста. Остальные две трети населения занимаются разными ремеслами, главное из которых, производство игрушек, которые расходятся по всей России. Раз в неделю здесь бывают базары. Троица стоит на границе с Владимирской областью, почва здесь глинистая, потому местные жители народ фабричный и занимаются заработками.

Некоторые из постоянных торговцев открывают лавки на площади у монастыря. Гостиница монастырская - очень большое здание. Стол в ней удовлетворительный. Номера достаточно чистые, есть несколько комнат для особенных гостей. Постоялые дворы очень грязные с постоянными жителями - клопами.
Богатство монастыря поражает, везде видна роскошь от жемчуга, который в ризнице до тяжеловесной золотой ризы, от ящика с деньгами, который насилу тащат четыре монаха до просвирни, продающей в иные дни на тысячи рублей. Троицкая братия живет в большом довольстве, судя по лицам и одежде, они не имеют недостатка ни в чем.

При монастыре учреждена школа и училище живописи. Преобладает здесь византийская школа, позолоты тратится неимоверно. В часовне над колодцем, который выкопал преподобный Сергий, в
стеклянных пузырьках продается вода за 8 к. серебром. Если в Троице пройдет железная дорога, то начнется вырубка девственных лесов и сбыт дерева в Москву. В сторону Углича неразработанные торфяные болота. В строительном и горючем материале здесь недостатка не чувствуется. Дороги соединяют Троицу с Дмитровом, Александровом, Угличем, Переславлем, с Ростовом и Ярославлем. Летом бывает большой прилив богомольцев.


Дорожные заметки С. Яковлева о Троице-Сергиевой Лавре (1862 г. из газеты "Наше время")
Tags: Сергиев Посад, интересно, история
Subscribe

promo iov75 november 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment