iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

О необходимости Зла ...

Бренность и бестолковая суета нашего бытия становится "открытой" и самоочевидной.Социальные болезни и нравственные язвы, выступают ярче - приобретая черты повседневной банальности, а может и роковой необходимости. А может и правы те, кто полагает, что Зло столь же необходимо как и Добро? Не предай Иуда, не приговори Христа к позорной смерти первосвященники, не умыл бы руки Пилат и ... не было бы Распятия, а значит продуманного от начала веков - спасения и преображения человеков. Да и вся жизнь наша, разве не свидетельствует о том, что Зло выполняет очень важную социальную и нравственно-аскетическую функцию. Не предай тебя друг - не узнаешь дружбы, не голодав - не познаешь голода и, сострадания к тем, кто голодает, не страдая - не поймешь отсутствие страдания и т.д., одним словом: не согрешишь - не покаешься (как говорят циники от религии).

Может быть, в этом цинизме завуалированно скрыто признание необходимости Зла? Действительно, а зачем святому человеку после попадания в "райские кущи" - опыт Зла? Ведь как и все мы, он тоже имеет это знание. Ницше в "Воле к власти" когда-то сказал, что все добродетели - суть страсти только наоборот. Хотя попцы и говорят, что страсть - это зло, но "продуманы от поповского мира" утверждают, что все в человеке добро (включая и его любое волеизъявление), просто ВСЁ пришло в расстройство (в следствии, грехопадения) и используется не по назначению. Да и Страсти Христовы, тоже - суть страсти.

Древо познания Добра и Зла.

Плод-ключь открывший врата: бесстыдству, вечному труду (по замечанию классиков марксизма-ленинизма, сделавшего из обезьяны человека), страданию, греху, смерти и аду. Нормальное "яблочко"! "Весь этот рассказ вращается вокруг древа познания добра и зла, оно занимает, так сказать, центральное место на сцене, где разыгрывается великая трагедия, вокруг него группируются мужчина, женщина и говорящий змей. Но,присмотревшись внимательнее, мы видим еще одно стоящее рядом с первым посреди сада, притом весьма замечательное, дерево, ибо это не более и не менее как древо жизни, доставляющее бессмертие всякому, вкусившему от его плодов. Однако же это чудесное дерево не играет никакой роли во всей истории грехопадения человека. Всякий может свободно сорвать висящие на его ветках плоды, и доступ к нему не прегражден никакими запретами божества, но тем не менее никто не помышляет о том, чтобы отведать его сладких плодов и обрести вечную жизнь. Глаза всех действующих лиц обращены исключительно в сторону древа познания, а древа жизни как будто никто даже не замечает. Только впоследствии, когда все было кончено, Бог вспомнил об этом чудесном дереве со всеми его бесконечными возможностями, стоящем посреди сада. И вот, боясь,что человек, вкусивший от одного дерева и уподобившийся через это Богу в познании добра и зла, вкусит также от другого дерева и сравнится с Богом в бессмертии, Бог прогнал человека из сада и поставил стражу из ангелов с пламенеющими мечами, чтобы охранять доступ к древу жизни и таким образом пресечь возможность для кого бы то ни было отведать его волшебных плодов и обрести бессмертие. Таким образом, в течение всей трагедии наше внимание остается прикованным исключительно к древу познания добра и зла в раю, лишь в последнем великом акте, когда сияние рая навеки сменяется обыкновенным дневным светом, наш прощальный взгляд на роскошный Эдем различает в нем древо жизни, слабо освещаемое зловещим блеском мечей в руках потрясающих ими ангелов" /Д.Д. Фрэзер "Фольклор в Ветхом Завете". М.1989. стр. 31/

И все, как сказали бы сейчас: "Портал закрыт"! Теперь только через "опыт Зла" человек приобретает опыт Добра и возможность вечного блаженства. Не помню у кого из отцов Церкви читал, что человек после грехопадения ни смертен, ни бессмертен. Только по приобщению к божественной Жизни он становится со-участником и так сказать, действующей и свободной от Зла (но с опытом зла) - личности. Однако, что странно - зло и адские страдания тоже Вечны. А это к чему? Как-то непоследовательно. Бессмертие во Зле, это по причастию к чему или кому? Но что совершенно точно, так это то, что и Зло становится вечным, а следовательно... необходимым. Или правы сторонники апокатастасиса (всеобщего спасения)? Тогда у Зла нет "шансов" претендовать на вечность, но... эта идея не принимается официозом, видимо потому,что извечное ("тьма над бездною") и необходимое Зло (значительно действеннее и эффективней в пропедевтическом смысле), как отсутствие Добра ("ничто, которое ничтожит"- М. Хайдеггер) объясняет наличие первого в нашем профанном мире и методологически объясняет феномен греха (как акт волеизъявления). Зло - как извечный акт воли!?

Этическая ошибочность позиции "Бог допускает зло, чтобы не нарушить свободу воли творимых им существ" состоит в том, что считается нормальным ради свободы прихотей злодея "попускать" попрание свободы его жертвы. Кстати, позицию объяснения существования зла "не нарушением свободы воли" нельзя однозначно назвать "ортодоксальной", слишком уж она нелепая и непродуманная. Хотя её и впрямь часто можно услышать от догматических верующих, которые мало привыкли думать, но привыкли бездумно повторять формулировки, услышанные в своей среде. Свобода воли имеет отношение к появлению зла в сознании (хотя и не объясняет появление зла – чтобы это увидеть, достаточно дать конструктивное определение понятию "свобода воли"), но не имеет ни малейшего отношения к свободе зло-деяний, к свободе выбора и свободе действия. Этот момент, как правило, не осознаётся. Ортодоксальная позиция состоит, скорее, в том, что Бог, исходя из каких-то там своих соображений (само собой. известных только правящей верхушки), что "полезнее" для человека, нарушает или не нарушает свободу выбора/действия (не воли! волей и сознанием убийцы и нет необходимости управлять для пресечения убийства). Если убили кого-то, то либо ему же лучше (попал в рай), либо, останься он жить, то впал бы в ещё худшие грехи, и не только сам в ад попал бы, но и других увлёк бы. Это у них называется "обращать зло в добро".

P/S.
Цитата: "Но есть и другая причина. А именно всецелое наступление и торжество ЗЛА в современном мире! "Зло куда интереснее добра, и ни один аскетический трактат не выдержит сравнение с Камасутрой. С присущей ему остротой и откровенностью В.В. Розанов обмолвился раз, что у всех современных христиан имеется какой-нибудь органический порок, что и отличает их от чистых и гордых безбожников. Не в том беда, что люди приходят ко Христу путем греха (путем мытаря и разбойника), а в том, что утверждают грех во Христе. Шарахаясь от антихриста, попадают в объятия дьявола. Антихрист-то, может быть, мнимый, а дьявол уж явно подлинный: копыт не спрячешь! Мы имеем классическое определение: «Сей человекоубийца бе искони и во истине не стоит». Всюду, где явлен пафос человекоубийства и пафос лжи (не говорю убийство и ложь, потому что они и от немощи человеческой), там мы знаем, чей это дух, каким бы именем он ни прикрывался: даже именем Христовым.

Есть проблема гораздо более мучительная для христианского сознания, чем проблема «святого, не верующего в Бога»: это проблема «святого сатаны». Слова, обращенные полушутя, вернее, подсказанные духом стиля кардиналу Петру Дамиани о его великом друге папе Григории VII, намекают на какую-то страшную мистическую правду. Может ли сатана принимать образ «святого», ревнителя церкви? Является ли имя Христово или крест Его достаточным ограждением? О многих подвижниках мы читаем, что сатана искушал их в одеянии «ангела». Святому Мартину он предстал в образе Христовом, требуя поклонения, но не смог обмануть прозорливого. Слишком сильно запечатлелась в сердце Мартина память о ранах крестных, о терновом венце, и не поклонился он облаченному в диадему и порфиру. Сама собой напрашивается мысль о том, что созерцание диадемы, т. е. земного могущества церкви, притупляет созерцание терний и угашает дар различения духов.

Мы, православные, не можем отрешиться от ощущения соблазна сатанизмом в некоторые моменты истории католичества. Что же сказать, без ложной гордости, о нас самих. Много грехов было в русской церкви, но от сатанизма она была чиста – до сих пор. Наши грехи – грехи немощи. Ложь – от невежества, человекоубийство из трусости. От пафоса крови нас миловал Бог. Но в самые последние дни сатанизм путями, о которых сказано выше, стал заползать и в русскую церковь. Имморализм
интеллигентской реакции, соприкасаясь с соблазнами непросветленного аскетизма, давал острый букет ненависти к плоти и духу человеческому. Мистицизм без любви вырождается в магию, аскетизм – в жестокосердие, само христианство в языческую религию мистерий. Как тело Христово может быть сделано орудием волхвований и кощунственных черных месс, так и имя Христово может быть знаком для религии сатаны. Внецерковному добру антихриста противополагается оцерковленное зло его отца. И во сколько раз страшнее этот соблазн! Перечтите приведенные выше свидетельства отцов – Ефрема Сирина, Дамаскина. Для них антихрист приходит в одеянии не только добра, но и святости, благочестия. Они предвидели опасность и указали на нее". /Г. П. Федотов "Об антихристовом добре"/

Tags: размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Цитата дня

    Новые попытки «генетического улучшения человечества» вполне можно сравнить с исследованиями прежней евгеники. Современные учёные более осторожны в…

  • РИСУНКИ пыток из Гуантанамо (+18)

    Поскольку на территории США запрещено применение пыток, секретные тюрьмы ЦРУ стало размещать за пределами страны. Одно из таких мест -…

  • Нападение в метро: альтернативное развитие событий

    Совсем недавно произошёл случай с избиением в московском метро молодого человека, заступившегося за девушку. Эта ситуация подняла волну…

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Journal

  • Цитата дня

    Новые попытки «генетического улучшения человечества» вполне можно сравнить с исследованиями прежней евгеники. Современные учёные более осторожны в…

  • РИСУНКИ пыток из Гуантанамо (+18)

    Поскольку на территории США запрещено применение пыток, секретные тюрьмы ЦРУ стало размещать за пределами страны. Одно из таких мест -…

  • Нападение в метро: альтернативное развитие событий

    Совсем недавно произошёл случай с избиением в московском метро молодого человека, заступившегося за девушку. Эта ситуация подняла волну…