iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Русские мыслители о русской революции

Русская революция – феномен религиозного порядка, она решает вопрос о Боге. Русский социализм занят вопросом есть ли Бог или нет. Русские мальчики никогда не были способны к политике, отвергнув Бога, они сделали Бога из социализма и анархизма. Русская революция - это распря человека с Богом, нежелание принять страдание и жертвы, постигнуть смысл нашей жизни как искупление. Религия социализма не есть религия свободных сынов Божиих, она есть религия рабов необходимости, детей праха. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели»,- эти слова характеризуют социализм.

Октябрьский переворот, Великая октябрьская социалистическая революция, русская социальная катастрофа – у события происшедшего в 1917г. в России названий много. Было ли неизбежно это событие? Да, оно исторически было неизбежно, поскольку зрело из недр русской истории. Русский социализм был новой верой, которую выбрал русский народ. «Всякий строй возникает из веры в него и держится до тех пор, пока сохраняется эта вера, пока есть праведники, которые ему служат…русская революция, сколько бы корысти и личной порочности ни обнаружили и носители ее власти и участвовавшие в ней народные власти, есть проявление сверхличных, духовных страстей, есть определенный период состояния народного духа. Ее преодоление есть поэтому необходимое преодоление одной веры другою, внутренний духовный перелом. В этом духовном плане, русская революция есть плод и выражение глубочайшего кризиса русского религиозного миросозерцания» (С.Франк. «По ту сторону «правого» и «левого», «Новый мир» с.219).


В тревожное послереволюционное время патриарх Тихон обратился к чадам православной церкви с посланием, в котором призывал встать на защиту церкви, осуждал братоубийство и террор. Он понимал, что отделить российское государство от церкви - значит отделить народ от его совести, лишить его нравственной опоры. Патриарх называет это время «годиной гнева Божия». С 1918 г. начинаются массовые гонения за веру. Жертвы исчислялись тысячами. В Лаврской типографии сразу же стали издавать атеистическую литературу. В вышедшем после большевистского переворота сборнике «Из глубины» Н.Бердяев пишет: С Россией произошла страшная катастрофа многим начинает казаться, что единая и великая Россия была лишь призраком. Выражение лиц русских людей за несколько месяцев сделалось неузнаваемым. Н.Бердяев беспощадно обнажает изнанку революции, ее подлинное лицо: «Попробуйте проникнуть за поверхностные покровы революционной России в глубину. Там узнаете вы старую Россию, встретите старые знакомые лица. Бессмертные образы Хлестакова, Петра Верховенского и Смердякова на каждом шагу, они подобрались к самым вершинам власти, за революционной борьбой и революционной фразеологией нетрудно обнаружить хрюкающие гоголевские морды и рожи…Слишком много привыкли у нас относить на счет самодержавия, все зло и тьму нашей жизни хотели им объяснить. Но этим только сбрасывали с себя бремя ответственности и приучили к безответственности. Нет уже самодержавия, а русская тьма и зло остались. Самовластье по-прежнему царит на Руси. Происходит грандиозная нажива на революции» (Н.Бердяев. Духи русской революции, сборник «Из глубины»). «Грабь награбленное!»,- был негласный лозунг большевиков. Подводя итоги русской революции, вскрывая прежде всего ее духовную сущность, русские религиозные философы, в том числе и Н.Бердяев, понимали, что она безбожна и античеловечна, поскольку влечет за собой гражданскую войну и воинствующий атеизм.

Есть и явления еще более характерные для этого общественного состояния - начало явного гонения на Церковь, убийств ее пастырей. Происходило это потому, что Церковь была единственной здравомыслящей силой, которая призывала прекратить братоубийство и гражданскую войну. Она единственная пыталась напомнить обезумевшим людям о Христе, о любви, о сострадании, в ответ она сама подверглась насилию, грабежу и массовому истреблению. Царская семья была расстреляна, так новая Россия прощалась со своим монархическим прошлым, ей казалось, что навсегда. «Русская монархия, обвеянная верою и мистическим Божественным помазанием рухнула. Она уповала на дворян, а дворяне ее предали и продали. Они образовали вместе с интеллигенцией… политическую партию, которая сто лет развращала народ…потом подготовила восстание, сама и погибла под обломками старого строя. Монархия опиралась на чиновников, а чиновники оказались наемниками, и с …легкостью перекрасились…Она опиралась на буржуазию…а буржуазия своими деньгами питала …ее врагов. Она уповала на силу армии, а офицеры, год тому назад у нас перед глазами катили на автомобилях, увешанных солдатами, студентами, курсистками, при общих кликах улицы, - катили с красными флагами восстания и праздновали канун собственной…гибели. Она уповала на представителей Церкви, а служители церкви …испугались, как бы о них не забыли, и телеграммами посылали из старой царской Москвы приветствия перевороту…воцаряли над собою новую власть…Партии интеллигентско - дворянские, где оне? Разбиты…преследуемы. Церковь объявлена вне закона…Буржуазия прияла такие удары, каких она не забудет. Чиновники изгнаны. Суды, земства, города- разогнаны…Газеты закрыты. Гражданские права и знаменитые конституционные гарантии, из-за которых велась смертельная борьба, обращены в клочок бумажки, свобода слова, печати, неприкосновенность жилищ, тайна переписки, пресловутая отмена смертной казни – все эти лозунги можно повторять теперь разве только в насмешку! Армия, вожди ея, офицеры - где они?- прогнаны, опозорены…расстреляны, в нищете, изгнании. Война позорно окончена. Россия унижена. Везде разгром, внутренняя война – ни в одной точке жизни не видно признаков созидания. Над страной повис страшный призрак голода, чумы и общего междоусобия» (И.Воссторгов. Статьи. «Церковность», М., 1918г).

Все общество стало пребывать в состоянии войны – классы, партии и даже отдельные лица. Распались все общественные связи, рухнул весь государственный порядок и внутренний мир. И словно самой родины больше не было– только враждующие между собою классы. Война родила анархию. Русский кровавый хаос, по мысли Е.Трубецкого, представляет собою лишь обостренное проявление всемирной болезни. Что такое эта кровавая анархия, которая с такою силою проявилась в России? Это проявление крайнего практического безбожия. Все общественные связи держались у нас связями религиозными. Когда эти последние ослабели, все общественное здание рухнуло. Россия- страна христианская по вероисповеданию. Но что такое это людоедство, господствующее в ее внутренних отношениях, эта кровавая классовая борьба возведенная в принцип, это всеобщее человеконенавистничество, как не практическое отрицание самого начала христианского общежития, более того- самой сути религии вообще! Религия есть то, что связывает людей воедино. Когда она перестает их связывать, они друг другу либо враги и соперники, либо случайные союзники в целях ограбления и эксплуатации других людей. Макиавеллистическая мораль - все для спасения государства - есть мораль войны. Приспособление государства к войне было доведено до невиданного раньше совершенства и потребовало напряжения всех сил народных. Принцип всеобщей воинской повинности, вооруженного народа, есть изобретение времен новейших - второй половины девятнадцатого столетия. В мирное время в России народные массы жили в стороне от политики, а потому и макиавеллизм как «мораль политиков» не оказывал на их жизнь заметного влияния. Но в дни мировой войны все мужское население было призвано проводить в жизнь макиавеллистические принципы. Все прониклись мыслью, что в интересах коллективных, национальных все дозволено. Не стало больше безусловных святынь в жизни. Расстрелы, «реквизиции», грабежи и всяческие другие насилия стали явлениями повседневными. В дни мировой войны нация требует от личности величайших, неимоверных жертв. Но, раз государство не признает над собою никаких святынь, во имя какой святыни оно требует этих подвигов и жертв от личности?
Tags: история России
Subscribe

promo iov75 november 5, 2013 13:14 68
Buy for 40 tokens
Печально знаменитая 58-я статья Безусловно, одной из важнейших составляющих Черного мифа репрессий в СССР является пресловутая 58-я статья УК РСФСР, по которой были осуждены подавляющее большинство «политических» (в том числе и «открыватель» темы А.Солженицын). Что же…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments