iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Category:

Сергиев Посад. Взгляд сквозь века Ч.II

В продолжении поста: Сергиев Посад. Взгляд сквозь века Ч.I



Начало городу Сергиев Посад (он получил статус города только в 1782 г.) положил Троицкий монастырь. Древнее село Клеменьево (оно впервые упоминается в наших летописях в 1446 г., а позднее в жалованной грамоте великого князя Москвского ивана Васильевича 1462-66 гг.)) и Служняя слобода составили основу будущего города. Данные археологии свидетельствуют, что древний слой города формировался вокруг двух культурных центров — Троице-Сергиева монастыря и села Клеменьевского. Отмечу, что село Клеменьевское в XVII в. превосходило, например, соседний Переславль. Не могу не обратить внимание читателя на один интересный факт (связанный с этим селом).


Радонеж. Реконструкция Г.В. Борисевича (с сайта http://www.rusarch.ru)

В литературе традиционно существует устоявшееся мнение, что в древней Руси христианская Церковь жестко преследовала скоморохов (в средневековых документах наряду со скоморохами фигирируют также: «веселые», «гудочники», «рожешники», «медведчики» и др.) и в итоге, уничтожила их благодаря поддержки светской власти (царские указы 1648 и 1657 гг.). Однако была не только культурная борьба, были и компромиссы. В 1983 г., в процессе археологических наблюдений за земляными работами на ул. Кооперативной (бывшей ул. Репная) Сергиева Посада был обнаружен культурный слой мощностью более 3 м, с несколькими ярусами деревянных мостовых, хорошо сохранившихся в сырой глине. На одной из мостовых XVI в. были найдены два музыкальных инструмента: железный варган (по-южнорусски — дрымба) и керамическая черно-лощенная дудочка. Понятно, что эти инструменты принадлежали скоморохам. И хотя древнерусская поговорка и говорит: «поп скомороху не товарищь», мы знаем, что русские скоморохи XV-XVI вв. имели невысокое, но устойчивое положение в тогдашней социальной иерархии. Из документов XVI-XVII вв. узнаем, что православные священники венчали и исповедовали скоморохов, а в вотчинах и сёлах Троице-Сергиева монастыря, скоморохам даже не возбранялось жить. В документе за 1504 г. находим сведения, что в том же селе Клементьевском, принадлежавшем тогда Троице-Сергиевому монастырю, среди прочих стояли и дворы скоморохов: «...во дворе Смыкарь скоморох, во дворе Олешка скоморох ...».

Некрополь Троице-Сергиевой Лавры

Некрополь Троице-Сергиевой Лавры (монастырское кладбище) — одно из древнейших в Московской области. Оно ведет свое начало с конца XIV века. Самое древнее захоронение — гробница великого основателя обители преп. Сергия Радонежского. В XV в. здесь были погребены преп. Никон Радонежский, Симеон и Андрей Радонежские, сыновья Серпуховского князя Владимира Андреевича (Храброго) (1425 г).

Вообще, значимость некрополя Троице-Сергиевой Лавры в историческом и культурном смысле уникальна. Здесь в XV-XVII вв. были захоронены представители царских семейств: Мария Владимировна Старицкая (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого — ливонская королевна (вдова датского принца Магнуса), цари Борис и Федор, а также Мария и Ксения Годуновы (1605, 1622).


В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов было перемешено, черепа не сохранились, лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами.


Представители славных княжеских и боярских семейств: Оболенские (Кашины), Одоевские, Трубецкие, Голицыны, Суздальские, Шуйские, Воротынские, Глинские, Суцкие, Шемячич, Заболоцкие, Хворостинины, Ростовские и т. д. Похоренены здесь и известные руководители первого народного ополчения 1611 г. (в борьбе с польско-литовскими захватчиками) Прокопий Ляпунов (1611) и князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (1625), составитель соборного уложения 1649 г., князь Никита Иванович Одоевский, первый генералиссимус Алексей Семенович Шеин (1700).

Не меньший интерес представляют захоронения представителей монашеской братии. Среди них: богослов и философ Максим Грек (1556), московские митрополиты Феодосий бывальцов (1475), Иосаф Скрипицын (1555), архиепископ Новгородский Серапион (1516), келарь и иконописец Евстафий Головкин, известный путешественник и писатель Арсений (Суханов). В XIX в. в православном сердце России (Троице-Сергиевой Лавре) были похоронены московские митрополиты Филарет (Дроздов) (1867), Иннокентий (Вениаминов) (1879), великий русский писатель А.С. Аксаков. В XX веке — московский митрополит Николай, патриархи московские и всея Руси Алексий I и Пимен.

Нужно сказать, что археологическое изучение некрополя Лавры ведётся более 60 лет. Интересно отметить, что в 2001 г. при земляных работах у алтаря Никоновской церкви было обнаружено самое достоверно древнее надгробие на территории Москвы и Московской области 1480 г. дьяка Василия Беды. Как сообщает Ермолинская летопись, весть великому князю Василию Темному о смерти от яда его врага князя Дмитрия Юрьевича Шемяки в 1453 году принес именно подьячий Василий Беда. Он после этого сразу получил звания дьяка.

Сегодня в коллекции надгробий Троице-Сергиева монастыря, включающей в себя около 300 плит (целых и фрагментов), обращают на себя внимание 9 надгробий XVI-XVII веков. Дело в том, что на них присутсвует особый тип надписей — о «занятом месте» (оно наносилось в нижней части плиты).

Практика установки надгробий на месте будущей могилы самим владельцем подтверждается сведениями, приведенными А.В. Горским (с 1862 года — ректор Московской Духовной Академии) из духовной грамоты князя Фёдора Ивановича хворостинина 1602 г., где сказано: «положить моё грешное тело у Живоначалной Троицы в Сергиевом монастыре, возле отца моего князя Ивана Михайловича, во иноках Иосифа … а на ней написано «место князя Федора Ивановича Хворостинина». Стоит обратить внимание, что «бронирование» мест (понятно, что простолюдинин мог об этом и не мечтать) проводилось на самом почетном участке монастырского кладбища, вблизи главной русской святыни — Троицкого Собора. В коллекции монастырского некрополя есть, например, надгробие Саввы Боташева-Безбородова, на котором погребальная надпись была сделана, видимо, загодя, так как в ней была пропущена дата смерти. Впоследствии дату так и не вписали.

Особый интерес представляет плита Ксении Головкиной. Нижняя надпись сообщает о том, что «забранировано» место было на келаря монастыря Евстафия Головкина (что было, наверное, не лишним, так как в старости монаху, лишившись своей должности, сложнее было претендовать на место на монастырском кладбище). Однако очевидно, что ещё при жизни Евстафия (умер он в 1603 г.) «занятое место», по каким-то причинам, вместе с плитой пришлось уступить родственнице.

Не меньший интерес представляют, погребения с «каменными подушками». Так, к северо-востоку от Трапезной, было вскрыто несколько погребений иноков XVII в., причем в одном из погребений лежал монах в деревянном гробу, а его голова лежала на красноглиняном рельефном печном изразце середины 60-х годов XVII в. с изображением единорога. Причем, на израсце была сделана специальная выемка под голову. По всей видимости, изразец заменял кирпичи, которые были найдены в соседних погребениях под головами покойных иноков. Погребальный православно-христианский ритуал положения в изголовье каменной подушки фиксируется в русских монастырях в Новгороде, Пскове, Старой Рязани, Москве, Гродно и Смоленске с XII-XIV вв. Единично погребение с плоскими камнями в изголовье известны в XVI- начале XVII вв. в Москве и Суздале. Этот древнерусский монашеский обычай подчеркивал аскетизм и праведность погребенного. Более того, агиографическая литература (житийная автобиография, сказание о жизни подвижника) рисует каменную подушку как одно из орудий смирения плоти.


продолжение следует …


Надгробие дьяка Василия Беды. 1480 г.




Надгробие Феодорита-книгохранителя. 1528 г.


Извлечение средневековых надгробий. 1985 г.


Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.


Наблюдение за земляными работами у Звонковой башки. 1987 г.


Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.
фото с сайта  http://www.rusarch.ru/vishnevsky3.htm

Новые находки надгробий князей Ростовских в средневековом некрополе Троице-Сергиева монастыря (материалы археологических наблюдений 2007 года) В.И. Вишневский

Новые находки белокаменных надгробий XVI-XVII вв. были сделаны во время земляных работ: в западной галерее Трапезной палаты –11 плит (две из них под западной стеной), к северу от Трапезной. Исследования последних лет определили, место некрополя рода Ростовских князей – к востоку от Никоновской церкви, которое было частично застроено зданием Трапезной

читать о находках на http://www1.rostmuseum.ru/publication/historyCulture/2010/7.pdf

Tags: Сергиев Посад, история Древней Руси, преп. Сергий (Радонежский)
Subscribe

promo iov75 april 19, 2020 13:34 10
Buy for 40 tokens
Первая решительная победа жизни над смертью. Непрерывная война между ними – между живым духом и мертвым веществом – образует, в сущности, всю историю мироздания. Хотя и много насчитывалось побед у духа до Воскресения Христова, но все эти победы были неполные и нерешительные, только…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment