iov75 (iov75) wrote,
iov75
iov75

Categories:

Справедливость ...

"Этимологически (слово "правда") связано с корнем prav-. В древнеславянском прилагательное «правъ» означает «прямой», «не отклоняющийся в стороны». На основе этого значения развивается идея правильности как следование прямому, лучшему пути. На этой основе возникают смыслы указания на правильный (прямой) путь - отсюда значения типа «направлять», которые в свою очередь ведут к формированию значений «руководить, наставлять», «руководитель, наставник» и им подобные. Соответственно, появляются понятия «правило», «правила», «править», «исправлять»... Другая трактовка прилагательного «правъ» связана с правовой и нравственной сферами жизнедеятельности человека. Соответственно, в этом смысле правда может трактоваться как «обед», «обещание», «присяга», «заповедь», «правило», «договор», «закон», от сюда слово «правый» приобретает значение – поступающий правильным, должным образом, невиновный, честный, справедливый, поступающий по совести. То есть правый указывает на ту норму, которой следует придерживаться".

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед
собою, как делают лицемеры в синагогах и на
улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю
вам: они уже получают награду свою.

(Нагорная проповедь)


Ранее, величайшие умы человеческие как-то пытались выработать всеобщий канон, согласно которому люди смогли бы жить (пусть и в неком воображаемом будущем) в справедливом обществе. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Не причиняй другим того, чего ты не хотел бы, чтобы причиняли тебе». Не менее величайшие проходимцы, придумывали хитроумные оправдания, дабы совесть мерзавцев пребывала в спокойствии и нирване. А в силу простого и очевидного факта, что общество не статично, а динамично-развивающая система, становится понятно, что понятие о справедливости столь же динамично. Таким образом, задача дать объективные правила, в действительности, оказалась невыполнимой. Более того, представление о том, что справедливо, а что нет, напрямую обусловлен социальным статусом некоего чела (о справедливости к себе, любимому, говорить вне социальных норм совести и права можно только в молитвах, да и то неслышных). Религия, мало чем помогает в этом смысле (понять, что такое справедливость), поскольку обеспокоена справедливостью по ту сторону живых, а профанный мир (несправедливый и жестокий)— только время для преуготовления к жизни лучшей.

Разделение людей на сверхбогатых и бедных, для большинства из нас несправедливо. Но для государства и власть имущих, которые сами составляют не хилый процент из этих сверхбогатых - это не так. Они вполне искренне верят, вместе с Фридрихом Хайеком (глашатаем неолибералов), что «среди всех препятствий, стоящих на пути человечества к рынку, главное препятствие это атавизм социальная справедливость».

Атави́зм (от лат. atavus — отдалённый предок) — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших. Кстати, В.В.Путин в своей аргументации отказа от государственного патернализма в Послании 2000 г. буквально следовал представлениям фон Хайека. Понятно, что само понятие справедливости или как сейчас многие говорят — социальная справедливость ими полностью отвергается и не важно, что именно о социальной справедливости, они больше всего и говорят. Хитрость в том, что о справедливости начинают говорить именно тогда, когда у всех на глазах глазах происходит огромная несправедливость, которая прямо или косвенно касается всех нас. Это как с воздухом или здоровьем. Когда воздух есть его не замечаешь.

Сегодня, большинство населения считает тип жизнеустройства в России, созданный реформами, крайне несправедливым. Но это представление, хоть и очевидно справедливое, хаотично и расщеплено. Остальных (о богачах я говорил выше), вполне устраивают правила игры: «падающего – подтолкни», правда при условии того, чтобы быть толкающими.

P/S. "Проблема справедливости в нынешнем понимании возникает с появлением государства, когда власть осуществляет распределение выгод и тягот в обществе посредством права. Это распределение создавало противоречия и вызывало конфликты, поэтому категория справедливости стала одной из важнейших в политической философии. Первые систематические выводы из опыта и размышлений оставил Аристотель в книгах «Этика» и «Политика». Если взглянем под углом зрения Аристотеля на установки государства Российская Федерация, то придется признать, что эти установки нарушают главные аксиомы справедливости, известные уже в Древней Греции.

Вот, уже почти 20 лет наша власть утверждает, что главная задача государства – обеспечить экономическую свободу собственников и конкурентоспособность их самой ловкой части (ясно, что все не могут победить в конкуренции). Напротив, у Аристотеля справедливость — высшая ценность в праве. Все остальные действуют во благо стране и народу лишь при условии, что не противоречат справедливости. Он отмечал в «Политике»: «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Нас убеждают, что право собственников богатеть, погружая в бедность половину населения, укрепит страну и государство, и ради этого население должно терпеть. Аристотель говорит совершенно противоположное и подчеркивает, что «главной причиной крушения политий и аристократий являются встречающиеся в самом их государственном строе отклонения от справедливости». (см. С.Г. Кара-Мурза http://sg-karamurza.livejournal.com/27140.html)
Tags: размышления
Subscribe

promo iov75 ноябрь 27, 19:24 Leave a comment
Buy for 40 tokens
Эсхатологические представления вырастают на базе повседневных эмпирических наблюдений, продиктованных желанием определить все возможные связи и параллели между «миром» (извечным порядком) природы и находящимся в стадии становления «миром» людей, но оформляются они на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment